|
Начну с преамбулы. Моё знакомство с Blackfoot началось посредством первого и единственного на тот момент их концертного диска "Highway Song" (1982 г.). О том, что это был первый концертник неизвестной мне группы, я, само собой, даже не догадывался. В середине 80-х годов наш информативный вакуум разбавлялся случайными и крайне редкими справочниками на разных европейских языках, которые с большой натяжкой можно было называть энциклопедиями. Пару таких книжек мне даже довелось подержать в руках. Как сейчас помню, там была масса незнакомых имён и названий, но о Blackfoot не было ни строчки.
Не скажу, что "Highway..." произвёл на меня неизгладимое впечатление. Та пластинка была одной из многих подобных, вращающихся в нашей меломанской среде, с которыми мало кто хотел связываться. "Marauder" возник в моей жизни год-полтора спустя и навсегда осел у меня фонотеке - винил хорошего качества, да и музыка интересная, как мне тогда представлялось.
Вот, собственно, и всё, чем до конца 90-х я располагал о Blackfoot, когда ко мне попал CD "Tomcattin'" с роскошным буклетом. Музыка поначалу не слишком впечатлила, но всё решил буклет.
Признаюсь, и пластинка "Marauder" и компакт-диск "Tomcattin'" уже давно мною не востребованы, но понимание того, что это лучшие работы всеми уже забытого квартета из солнечной Флориды, у меня сформировалось давным-давно и вряд ли что его способно изменить.
С выходом "Marauder", надо заметить, карьера Blackfoot достигла своего апогея, но развернулась странным образом. После записи "платинового" альбома 1979 года "Strikes" (больше полутора миллионов реализованных пластинок по обе стороны Атлантики) группа отправилась в продолжительный гастрольный тур (двадцать два месяца!), предпочтя далёкие европейские страны пыльным дорогам глубинки южных американских штатов. Потому как потребность в старом добром "южном роке" на просторах североамериканского континента неизменно падала, с этим, кстати, было связано и растущее безразличие компании ATCO к творчеству Blackfoot, в то время как в Европе, а в Великобритании в особенности, популярность этой не самой статусной четвёрки из Америки удивительным образом росла.
К примеру, летом 1981 года (уже после релиза "Marauder") в рамках очередного европейского тура группа засветилась на престижном фестивале "Монстры рока", состоявшемся в тот раз 22 августа на ипподроме английского Касл-Донингтона. Под набухшим от грозовых туч небом в присутствии 65 тысяч зрителей Blackfoot выступили на одной сцене со Slade, Whitesnake, AC/DC. Допускаю, что тогда их выход не произвёл фурора, но свою порцию признательности музыканты из далёкой жаркой Флориды от промокших до нитки британцев получили.
Годом позже Blackfoot вновь с гастролями в Европе. На этот раз они были приглашены в Ридинг на трёхдневный рок-фестиваль, где группа была представлена уже как вице-хедлайнер второго фестивального дня (закрывали тогда программу Iron Maiden). Надо заметить, в Ридинге 27-29 августа 1982 года отметился целый легион будущих монстров hard' n' heavy (Overkill, MSG, Manowar, Rock Goddess, Tygers Of Pan Tang, Y&T и это ещё не полный перечень). По ходу трёхмесячного вояжа по Британским островам Blackfoot подготовили материал для того самого своего концертного диска "Highway Song - Live", записанного на мобильной студии "роллингов" и вышедшего сразу в нескольких странах Европы. В Штатах компания ATCO Records не сразу решилась тиражировать этот альбом, а вот в Старом Свете концертник американцев был принят "на ура". Случай едва ли ни уникальный.
Вне зависимости от того непреложного факта, что хард-роковое звучание Blackfoot всё более и более ассоциировалось с саундом другой небезызвестной команды из Джексонвилла Lynyrd Skynyrd, считавшейся апологетом так называемого "южного рока", уже становилось очевидным, что обкатанная на "Strikes" модель heavy-duty-southern-rock и есть то самое, к чему Blackfoot методом проб и ошибок наконец-таки подобрались. Альбом 1980 года "Tomcattin'" эту тенденцию пролонгировал, и уж точно не испортил. Уверенно продолжив поступательное движение, группа выстрелила очередной пластинкой из этой серии.
Впрочем, наряду с такими могучими боевиками, как "Good Morning" и "Dry County", в качестве альтернативы в программе альбома наличествует и драматическая баллада "Diary Of A Workingman". На подобный компромисс Рик Медлок отважился не впервой, однако ранее его подобного рода новации не получались настолько весомыми и впечатляющими. Всё, что музыканты смогли сохранить из элементов традиционного "южного рока”, это неизменно узнаваемые обертоны в вокале Р. Медлока.
Сюжет у этой печальной истории бесхитростный, как и большинство сюжетов песен Медлока. У обычного американского работяги какие-то проходимцы убивают жену, и теперь мужик терзает себя дилеммой - влачить дальнейшее бессмысленное существование или свести счёты с жизнью. Вот с чего начинает это повествование Рики:
"В комнате у телефона в полном одиночестве
Со следами слёз на глазах и ручкой в руке...
Так начинается дневник рабочего человека”.
Далее следуют мучительные размышления о смысле жизни, а завершается всё следующим образом:
"...Он очнулся в холодном поту,
Может всё же не делать этого?
Но слёзы на глазах, пистолет в руке...
Так обрывается дневник рабочего человека”.
Я умышленно не комментирую инструментальную составляющую этого эпического номера. Лучше один раз услышать, чем не раз об этом прочитать.
Не этой трогательной композиции, однако, уготована участь стать главным хитом программы "Marauder" и даже не огненной "Good Morning" с остроумным, но отчасти пошловатым текстом. Хитом была признана стандартная, в меру хард-роковая, с дискретной мелодией и шаблонным текстом песня "Fly Away", исполненная американцами в британской манере от лица истинного янки, готового послать всё и всех к чертям, сесть в самолёт и упорхнуть со своей малышкой куда подальше:
"...Мои друзья предлагают мне бесплатную выпивку,
Заманчиво, но не сейчас.
Теперь мне надо добраться до дому,
Запихнуть свою бейбу в машину
И успеть запрыгнуть на эту серебряную птицу.
В общем, проверить, на многое ли я способен..."
Видимо из-за столь разбитного содержания непостижимая нашему пониманию американская публика оценила тогда ”Fly Away” выше прочих номеров альбома. И это единственный хит из "Marauder", добравшийся до 42-го места в квалификации Billboard.
Вновь, как это уже было в работе над "Tomcattin'", Рик Медлок подтащил к записи одной из песен своего легендарного деда (Shorty Medlock), индейца из племени сиу. Напомню, лет десять назад Коротышка Медлок стал едва ли ни первым в истории индейцем, записавшим свою песню для одной из компаний звукозаписи. Позднее её включали в свои репертуары достаточно известные американские исполнители, в частности легенда кантри-музыки Долли Партон. А Blackfoot записали ту песню под названием “Train, Train” для своего альбома “Strikes”. На этот раз старина-Шорти поучаствовал в интро к горячему рок-н-роллу "Rattlesnake Rock' n' Roller", где пропитым скрипучим голосом посетовал, что когда-то хотел стать рыбаком, но был вынужден строить дом и наигрывать кантри на банджо. Это Шорти и соизволил продемонстрировать в качестве вступления.
Музыканты лихо отыграли этот номер, а для убедительности включили в арсенал инструментария акустические клавишные и скромную духовую секцию. Невероятно экспрессивен у микрофона Рики Медлок, выплёскивающий из себя слова, которые только и могут соответствовать столь отвязному сопровождению:
"Я обожаю крутую шоссейную гонку,
Играть на сцене всю ночь напролёт,
Или сидя в придорожной забегаловке
С приятелем-каменщиком опрокинуть по одной..."
Довольно-таки неожиданным получился трек "Too Hard To Handle", где мелодическая основа диссонирует с текстом. Согласитесь, пикантный сюжет с южным мексиканским колоритом немного странно сочетается с неистовым хард-роковым грохотом:
"Вниз, к югу от границы, где всегда светит солнце,
Трудится женщина, которой плевать на закон и порядок.
Ох уж эта chaquitas с невероятными бёдрами!
Но даже и не думай, этот фрукт тебе не по зубам,
С такой тебе точно не справиться..."
Образец истинного "южного рока" следует искать в треке "Payin' For It". Впрочем, следуя избранному курсу, музыканты Blackfoot приправили этот номер европейскими тональностями как в гитарном звучании (стоит обратить внимание на сольную партию Чарли Харгритта), так и в хоровом многоголосье, в чём раньше группу невозможно было заподозрить.
В "Dry County" самое мощное хард-роковое исполнение, на какое только эта четверка была готова, по крайней мере в рамках этого альбома. Ещё один сюжет на грани фола о том, как мало жизненных перспектив в некоем забытом богом пустынном краю, откуда следует бежать не оглядываясь, хоть в Лос-Анджелес, хоть в Лондон. Или даже в соседний Нью-Мексико. Суровая история, взятая, по всей видимости, из чьей-то жизни.
Закрывает программу альбома композиция "Searchin'", одна из сильнейших в творчестве Blackfoot. Ещё одна меланхоличная баллада с дискретной мелодией и проникновенным вокалом Рики Медлока. В концовке музыканты делают решительный переход от пасторального звучания к агрессивному хард-року с отменной гитарной партией Ч. Харгритта. Нельзя, впрочем, не отдать должное и солидной бригаде ангажированных бэк-вокалистов. Лучшего трека для завершения альбома невозможно себе и представить. Это подтверждается и на удивление зрелым текстом Рики, весьма эмоциональным и наполненным философской мудростью:
"...Вот они говорят мне, что прежде, чем начать ходить,
Человек должен своё отползать.
Они так и сказали: ей, малый, прежде чем открыть рот,
Ты должен отплакать своё.
Всего этого у меня было с избытком -
Ползая, я и стонал и плакал.
Так что же теперь?
... Искать того, кого невозможно найти.
Искать того, кто безнадёжно отстал.
Искать того, кто остался позади,
Для этого должна быть причина,
У тебя она есть -
Встань и дерись за себя..."
Подобная поэтическая трансформация Рики Медлока в рамках одной программы, признаюсь, неожиданна. Буквально на глазах повзрослел человек.
К сожалению, как всем нам известно, хорошего не бывает слишком много, и оно имеет свойство быстро заканчиваться. Всего три года понадобилось квартету из Джексонвилла, чтобы преодолеть этот отрезок пути. И пусть жирную точку в конце той главы истории Blackfoot поставит их "живой" альбом "Highway Song - Live" в 1982 году, своеобразный триптих из "Strikes", "Tomcattin'" и "Marauder" с занятной зоологической тематикой в оформлении конвертов всех трёх пластинок, станет трёхглавой вершиной в творчестве этой своеобразной американской группы, стержнем которой являлись индейцы. По рождению и по духу. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Made in Germany by WEA Musik GmbH. ATC 50 799; LC 0120;