|
Никакой не секрет, что британский квартет Manfred Mann's Earth Band все семидесятые годы минувшего столетия представлял собой едва ли не образец крепкого и устойчивого коллектива. Ну или по меньшей мере одного из самых крепких и устойчивых. А обусловливались эти два завидных качества стабильностью состава, в котором ни одна из персоналий не подвергалась сомнению в её профпригодности, и неоспоримым авторитетом его лидера, к моменту создания MMEB уже кое-чего добившегося. А ещё своей незыблемой идеологической позицией, основоположником и проводником которой Манфред Манн и являлся все те долгие годы, пока эта группа подбиралась к вершинам славы, а затем скатывалась с этих самых вершин, отчаянно отстаивая своё право на существование.
Пластинка с незамысловатым названием "Messin'" (по-нашему будет "Бардак") - это всего лишь один из этапов (ну или, если угодно, одна из ступеней) того пути. Ступень, должно быть, чуть более успешная, чем предыдущая пластинка MMEB ("Glorified Magnified") и, как покажет время, немного не дотягивающая до уровня следующей ("Solar Fire").
Принято считать, что программой "Messin'" группа окончательно закрепила за собой своеобразный, только MMEB свойственный саунд. А именно: органичное звучание в унисон клавишных М. Манна (в нашем случае большей частью это синтезатор Moog) с гитарой Мика Роджерса (в основном Stratocaster), тщательно отрепетированные джемы с внезапными сменами ритмов и тональностей, ну и, конечно же, эффектные, порой с невероятными аранжировками, кавер-версии. А ещё программа этого альбома примечательна доминирующей ролью М. Роджерса как вокалиста и ведущего саундмейкера, точечными изящными пассажами клавишных инструментов, весьма умеренным, но всё ещё очевидным джазовым присутствием, а также всё более продолжительными инструментальными фрагментами.
Возможно, "Messin'" имеет что-то общее с дебютной работой американцев Lynyrd Skynyrd, вышедшей в релиз в том же 1973 году. Даже если это и так, то не более чем случайность, но и свидетельство наметившейся взаимной интеграции в англо-саксонской рок-музыке. В обоих случаях наблюдается характерная для прог-рока того времени жёсткость на грани с хард-роком в мелодиях, обеспеченная тяжёлыми гитарными риффами.
Впрочем, как нам теперь известно, совсем уже скоро Lynyrd Skynyrd изменят свою стилистическую платформу. А вот британская четвёрка на протяжении ряда ближайших лет будет неотступно продвигаться намеченным маршрутом.
В сравнении с предыдущим альбомом программа "Messin'" более сложная и, пожалуй, даже холодная, но воспринимается без ощутимого напряжения и, что называется, в охотку.
Возможно, лишь трек с кавером Боба Дилана "Get Your Rocks Off" чуть суховат. Хотя, признаюсь, в оригинале песню товарища Дилана не слышал и эту композицию MMEB сопоставляю исключительно с соседними номерами программы "Messin'". Предположу, что М. Манн и прочие музыканты приложили достаточно усилий и фантазии, чтобы придать этому номеру особое своеобразие, но первое, что приходит в голову, у них получилось некое подобие T. Rex Марка Болана, какими те были примерно в то же время. Ближе к завершению "Get Your...", впрочем, эта мысль гасится впечатляющей эскападой М. Роджерса сразу с тремя (!) его гитарными партиями, звучащими с наложением.
Этой композиции предшествует инструментальная пьеса "Cloudy Eyes", которая не вызывает безудержного веселья, но определённо значится среди лучших треков альбома. Меланхоличный гитарный реквием М. Роджерса с синтезатором М. Манна в подыгрыше. Обращает на себя внимание сдвоенная партия гитары в средней части "Мутных глаз".
Ещё одна инструменталка "Sadjoy" следует сразу же за "Get Your Rocks Off". Получилось, что этот кавер-номер оказался как бы в обрамлении двух отменных инструментальных мини-сюит.
У блюз-роковой "Sadjoy" номинальный автор Манфред Манн. И это немного странно, потому как и в этом случае блестяще солирует Мик Роджерс. На этот раз в сопровождении мужской хоровой секции. Номер, должно быть, не столь душевный, как "Cloudy Eyes", но с куда более изощрённой гитарой Роджерса. А в концовке "Sadjoy" Мик выдаёт что-то невероятное, совсем как Карлос Сантана. Если подобное сравнение будет здесь уместно.
Музыкальные обозреватели и критики того времени тем не менее высоко оценили и виртуозную работу Манфреда Манна, как бы ни казался скромным его вклад в программу "Messin'". Вот как в одном из изданий об этом заявил известный эксперт Брюс Эдер: "...В композиции "Buddah" Манн вторгается на территорию Рика Уэйкмана и Кита Эмерсона, в то время как в целом звучание группы всё ближе к Deep Purple... Звуковую гамму альбома примерно в равных пропорциях составили арт-рок и хэви-метал с проявлениями фолка и психоделии. Все эти компоненты удачно дополняют друг друга..." Не стану придираться к словам уважаемого специалиста, но с чем-то в его словах можно было бы и поспорить.
В опусе "Buddah" весьма своеобразное, пожалуй, даже дерзкое обращение с каноническими святынями разных конфессий. Впрочем, после всем известной рок-оперы Э. Ллойд Уэббера даже у истинно верующих религиозные чувства в какой-то степени трансформировались. В известных пределах, разумеется. И всё же, вот каков текст в этой композиции MMEB:
"Увидев Будду, бредущего по улице, я сказал:
"Эй, чувак, вот уж не думал, что мы встретимся!"
Он взглянул на меня и, пританцовывая, ответил:
"Эй, сынок, ты можешь воспользоваться своим шансом!"
Когда мне стукнуло шестьдесят пять, я повстречал Иисуса и сказал:
"Эй, парень, ты всё ещё жив?"
Он ответил мне с оживлённой улицы:
"Эй, чувак, может, лучше было бы тебе не выходить из дома?"
И добавил: "Не жди от меня так нужного тебе благословения
И впредь забудь обо мне."
Во второй части композиции, после завершения фазы в формате псевдобаллады с гитарными переборами и прозрачным вокалом М. Роджерса, группа внезапно меняет темп и ритм и резво пускается в импровизационный джем. Впрочем, рассуждать о какой-либо импровизации, себя обманывать. На самом деле всё у музыкантов MMEB было отрепетировано в условиях студии и выверено до последней ноты. Заждавшийся слушатель наконец-таки получает возможность сполна оценить искусство владения клавишными инструментами маэстро М. Манном, которым так восторгался мистер Б. Эдер. Поначалу в такт ритм-секции звучит его сольная партия на синтезаторе, в которую мало-помалу вплетается партия органа, по примеру Deep Purple ("No One Came" из их LP "Fireball") отдельно записанная в обратном направлении. Подобную фишку применяли ещё "битлы" в своём "Sgt. Pepper's...".
В завершении "Buddah" (примерно 1,5-2 минуты) нетрудно насчитать сразу шесть независимых дискретных партий всей четвёрки MMEB. Этой формулы с использованием блюз-рока, хард-рока, спейс-рока и джаз-рока в различных сочетаниях М. Манн будет придерживаться все 70-е годы. Когда больше, когда меньше, но неизменно угадывая с местом и временем.
Любопытна история у титульной композиции "Messin'". Ещё в конце 60-х годов давний сподвижник и постоянный участник всех проектов Манфреда Манна на британской земле Майк Хагг (Mike Hugg), толковый пианист и композитор, сочинил для третьего альбома их группы Manfred Mann Chapter Three песню под названием "Konekuf". Но вышло так, что квартет Chapter Three распался, так и не завершив работу над той своей пластинкой. Очевидно, помня о тематике, которой та песня Хагга была посвящена, М. Манн решился на её реконструкцию и адаптацию к новым условиям, неизменным оставив лишь текст.
Вопросы экологии уже в начале того десятилетия занимали умы прогрессивной части человечества. Оказался вовлечён в эту глобальную проблему и Манфред Манн.
Следует отдать должное порядочности этого человека. Ведь, по сути, композиция "Messin'" была сработана, что называется, по мотивам "Konekuf", из которой помимо текста Манн использовал лишь инструментальный отрывок, поместив его в средней части "Messin'". Однако в титрах этого трека указано лишь имя Майка Хагга, скромного музыканта из приснопамятного состава Chapter Three, в котором классически образованный пианист выполнял функции барабанщика.
Вот о чём этот номер:
"...Дело обстоит хуже, чем можно подумать,
Хотя мы всё ещё гордо стремимся вперёд.
Оглянись. Тебе нравится, что вокруг тебя?
Но такова эта эпоха.
Эпоха, когда всем безразлично..."
И тревожный пассаж Мика Роджерса, рефреном звучащий на протяжении всей композиции:
"Мы уничтожаем землю,
Мы уничтожаем море,
Мы уничтожаем воздух.
Осталось уничтожить себя..."
К записи "Messin'" в студию была приглашена женская секция бэк-вокалисток, а ещё композиция была дополнена ландшафтным интершумом с имитацией работы промышленных машин и реальными возгласами потревоженных павианов в джунглях. А оригинальный джаз-рок-соул М. Хагга преобразован в тягучий блюз-рок. Что, впрочем, не сделало этот номер хуже оригинала, а в расширенной инструментальной его части, без сомнений, улучшило, заместив резкое звучание духовых инструментов, преобладавшее в "Konekuf", мягкой органной и отменной гитарной партиями.
Композиция "Black And Blue" показательна заметно возросшим мастерством MMEB создавать кавер-версии куда более интересные, чем оригинальный материал. И в этом умении Манфреду Манну и его музыкантам не было равных. А не возьмись они тогда за рядовую, в общем-то, песню малоизвестных австралийцев Chain, об этом блюз-рок-квартете теперь вспоминали бы разве что в Австралии.
Психоделическое вокальное вступление Мика Роджерса под тяжёлую "поступь" ритм-секции постепенно перетекает в пасторальное звучание синтезатора Moog, которое вскоре усиливается и вновь преображается в блюзовое с активным участием всей четвёрки:
"...И вот мои руки ноют от боли,
Тяжело рыть канавы, когда ты прикован цепью к железному шару.
Ты изувечил мне спину, потому что я плюнул в охранника.
Это не делает меня лучше,
Скорее, это делает меня более непокорным.
Твоя вода воняет болотом,
А еду, что ты мне даёшь,
Не станет есть даже собака..."
Когда функционеры Polydor Records решили издать этот альбом на американской территории для американской же публики, первое, что они сделали, это внесли поправки в трек-лист его программы, заменив композицию "Black And Blue" на "Pretty Good", резонно сочтя "Black..." неприемлемой для американского рынка. А заодно сменили и сомнительное название пластинки на ещё более сомнительное "Get Your Rocks Off" (в вольном переводе "Отрывайся"). Возможно, это обстоятельство и позволило этому переименованному альбому с трудом, но втиснуться в местный чарт Billboard 200 (196 место). Напомню, "Get Your Rocks Off" - это песня иконы американской рок-музыки Боба Дилана. В Великобритании пластинка "Messin'" вообще не рассматривалась никакими рейтингами.
Но Манфред Манн не сидел сложа руки и уже в ноябре того самого 73-го года MMEB выпустили следующий свой альбом, в какой-то степени ставший для них эпохальным.
Но это уже совсем другая история. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Две дальнейшие работы тоже достаточно энергичные, а вот начиная с "The Roaring Silence" тяжести уж точно искать не стоит.
Как-то так.