|
Для начала: что ещё за "Гора" такая, и при чём тут "катание на санях"?
Mountain - одни из дедушек "тяжёлой" музыкальной психоделии, вначале американской, а затем и общемировой. Вдохновлённые грязным и жёстким блюз-роком англичан Cream и мелодическими находками Procol Harum, они влили в этот коктейль больше прогрессивных красок и цветастых звуковых эффектов. Ну и по параметру условной тяжести превзошли первых, не говоря уж о вторых - да уж, фузз что на гитаре, что на басу у них звучал куда жирнее. Даже на заре семидесятых они и близко не были самой брутальной группой планеты, а размеренных и даже мечтательных песен или хотя бы фрагментов в них всегда имели предостаточно. Но всё-таки из оригинального издания фильма (и официального саундтрека к нему) про культовый фестиваль Вудсток-1970 их на всякий случай убрали. (Вернули в расширенном издании год спустя.) Это сейчас таким материалом даже вашу бабушку не напугать - а для тогдашней цензуры звучало сиё богохульно и противоестественно.
Нантукет - центр китобойного промысла в Штатах в девятнадцатом веке. А вот "нантукетская санная езда" - это когда загарпуненный кит таскал за собою лодку с подстрелившими его добытчиками. Смысл - ждать, пока животное выдохнется от потери крови и перемещения дополнительного груза. К счастью (ну, извините!), подобные гонки нередко кончались смертью самих китобоев, судёнышки которых киты разламывали или утаскивали на глубину. Заглавная же песня повествует о члене экипажа как раз одного из таких вот протараненных (кашалотом, или же "спермокитом", как сказали бы англоговорящие) кораблей, Оуэне с невероятно ироничной - и в данном случае, и вообще - фамилией Коффин. Парень был съеден другими выжившими членами экипажа, ютившимися в одной с ним спасательной шлюпке. И нет, никакого преднамеренного коварного убийства - лишь воля выпавшего жребия (да-да, самая короткая соломинка).
В общем, в сравнении с достаточно жизнерадостным дебютником "Mountain Climbing!", второй релиз группы наполнился на самыми светлыми переживаниями. В принципе, определённой дозы "мрачняка" стоит ждать и от заглавной песни - с таким-то источником вдохновения, и от посвященной Джими Хэндриксу "Tired Angels", в болезненных вибрациях которой, кажется, слышны следы всех наркотрипов, что только испытали участники группы, познакомившиеся с ЛСД ещё в ранней юности. Но вот чего я уж никак не ожидал, так это того, что "My Lady" будет звучать хоть и предсказуемо околобалладно, но уж скорее как музыкальное сопровождение обряду с наложением порчи, причём как можно более жуткой и болезненной.
Ранних Mountain часто рассматривают как дуэт сильных творческих личностей - Лесли Уэста и Феликса Паппаларди, принижая влияние оставшейся пары участников. Впрочем, на данном релизе такая точка зрения была как никогда близка к истине (что особенно забавно, учитывая, что песня, так и оставшаяся главным хитом как дебютного полноформата группы, так и её дискографии в целом - "Mississipi Queen" - была детищем прежде всего барабанщика Корки Лэйнга). На "Nantucket Sleighride" демократия временно закончилась, более того - Феликс всё заметнее тянул одеяло на себя, что сказалось и на возросшем количестве вокальных партий в его исполнении (что не слишком хорошо в моём представлении, ибо вокал у Паппаларди специфический - "в нос"), и на увеличившейся роли баса, и на звучании материала в целом. Если изначально альбом безумно похож на Cream (которых Паппаларди же и продюсировал) на стероидах, с невероятно интенсивными драм-роллами, насыщенными "плотными" аккордами и минималистичными резкими соло, то ближе к финалу его уводит в сторону построений более пафосных, мечтательно-отстранённых, с откровенно арт-роковыми замашками в аранжировках. Это как раз то, в чём Феликс тогда видел главные признаки сочинительской эволюции - от первобытного, сырого и агрессивного, к более сложному и многообразному эмоционально.
Впрочем, мелодический почерк группы остался узнаваемым, и базируется он в первую очередь не на вокале Феликса или Уэста, не на их дуэтах даже, а на гитарно-клавишных выкладках всё того же Уэста и Стива Найта. Причём если клавишные партии звучат подчёркнуто аккуратно и строго (вот как фортепиано у Procol Harum), то эквилибристика от Лесли - это нечто размашистое, абсолютно сногсшибательное. И абсолютно же кошмарное с точки зрения любого адепта "правильной" гитарной игры. Вполне в духе блюзовой школы, Уэст играет энергично, рисует аккорды широкими мазками, щедро наваливая "лишних" нот, цепляя струны, которые цеплять, по логике, не стоило бы, да и вообще откровенно наслаждаясь сопутствующей звуковой грязью. Причём со всей кажущейся сыростью и неотёсанностью его пассажи безупречно мелодичны, а каждое соло само по себе является логически оформленным завершённым произведением. Истоки всего того, что вдохновляло и вдохновляет бесконечные гитарные запилы Kyuss, Sleep или Elder, щедро приправленные эхо и ревербом - они в том числе и здесь, на "Nuntucket Sleighride".
Более того, "деды" в наше время звучат даже свежее и моложе, чем полсотни лет назад. Тогда всё это буйство клавишных и обилие лирических (пусть больше по форме, чем по духу) композиций делало их ближе к более коммерческим и трендовым представителям харда. Сейчас же они звучат эдакой "продвинутой" версией застрявшего в безвременье стоунер/саузерн-рока, с нестандартными и многогранными аранжировками. В каком-то смысле те же Elder со своими "Omens" только тянутся к тому пониманию музыки, которые Mountain посчастливилось иметь едва ли не с момента основания. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Что касается траснкрипции - всегда считал, что разумнее опираться на алгонкинское произношение слова, учитывая его явно не английское происхождение (как вот с Нунавутом, например).