|
Он с детства мечтал стучать по барабанам. Чуть ли не в три года он определился с главным делом всей своей жизни и ни о чём другом уже не помышлял. С такой уверенностью ему удалось избежать обычных для подросткового возраста метаний, он давно уже уяснил для себя, зачем появился на этот свет. Но с самого же начала было очевидно и другое - этот свет не намеревался расстилать перед юным Дэйвом Гролом ковровую дорожку. Денег на ударную установку в доме не было. Но начинающий барабанщик с достоинством пережил первые осложнения. Он учился в школе, подрабатывал после уроков и пытался “набивать руку” где придётся и на чём придётся.
С возрастом это стало делать проще, а параллельно Дэйв осваивал и гитару. Более того, именно в качестве гитариста он был приглашён в самодеятельную группу Freak Baby, но ненадолго. Вскоре участники этой славной команды вдрызг разругались и разбежались кто куда, а Гролу пришлось искать что-то другое. За два года в старших классах Дэйв прошёл через добрый десяток самых разных коллективов, но те регулярно распадались как карточные домики. Впрочем, в той бесконечной погоней за удачей был и свой плюс: Дэйв неплохо освоился за ударной установкой, потому что дорожил каждой проведённой за барабанами минутой, в каком бы составе ни находился.
И вот однажды свершилось то, к чему он так упорно стремился - его взяли в группу Scream. Пару месяцев Дэйв пребывал на седьмом небе. Однако коммерческая сторона дела у этой команды и до прихода Д. Грола оставляла желать лучшего. В то время Scream совершали и гастрольные поездки, и много где выступали, не брезгуя сценами сомнительных заведений, но с деньгами у них всегда было напряжённо. В конце концов, парни этой группы добрались до Италии, колесили по ней несколько месяцев и, во всём ограничивая себя, откладывали деньги на запись альбома. Но по возвращении в Лос-Анджелес внезапно исчез басист Scream, а вместе с ним и все накопленные деньги.
Группа ожидаемо развалилась и Д. Гролу в который уж раз пришлось всё начинать заново. Но особенность этого стойкого молодого человека и заключалась в его удивительных способностях в любых обстоятельствах оставаться на плаву. В конечном итоге в 1990-м году Дэйв сел на самолёт и улетел в Сиэтл, где примкнул к группе под названием Nirvana, к тому времени оставшейся без ударника.
Безусловно, Nirvana - это мечта любого музыканта, это миллионы фанатов, это концерты по всему миру и возможность записываться в лучших студиях. Однако это и перманентное напряжение, бесконечные переезды и полное отсутствие личной жизни. Да и Кёрт Кобейн в роли коллеги - удовольствие весьма сомнительное. С одной стороны, казалось бы, Кобейн - это неиссякаемый поток энергии и школа мастерства, с другой - это пороховая бочка с подожжённым фитилём, наркотики и постоянный стресс для окружающих, да ещё эта неугомонная Кортни Лав со своими причудами и замашками Йоко Оно.
В Nirvana армия поклонников знала лишь одно имя и, как вы понимаете, это имя было не Дэйв. Здесь можно было сколько угодно сочинять собственные песни, даже гениальные песни, всё это было напрасной тратой времени. Три с половиной года за барабанами в составе Nirvana и почти две сотни невостребованных песен. В те времена, впрочем, творческие амбиции Дэйва Грола не распространялись далее ударной установки. Меж тем, ещё в 1992 году втайне от партнёров по команде он арендовал студию, оплатил её и под вымышленным именем записал демо-кассету "Pocketwatch", сам же исполнил и свёл все партии гитары, ритм-секции и вокала.
Роль молчаливого барабанщика за спиной К. Кобейна, похоже, устраивала всех, включая самого Грола. Но ровно до того самого момента, когда Кёрт сказал всем своё последнее "прощай".
В суете тех скорбных и хлопотных апрельских дней 1994 года мало кто вспоминал о Дэйве Гроле, да и сам он старался держаться от всего этого подальше.
Между тем, заработанная в Nirvana репутация делала своё дело. Гролу начали поступать предложения, в том числе и заманчивые, в том числе и от авторитетных коллективов. К примеру, от группы Danzig (хэви-металлическая команда вокалиста Гленна Данцига) и от Тома Петти для его Tom Petty & The Heartbreakers. Но, попробовав перезагрузиться в проекте Майка Уотта Ball-Hog Or Tugboat?, Д. Грол, похоже, уже тогда всё для себя окончательно решил.
В начале июня он получил и принял приглашение на участие в традиционной церемонии MTV Movie Awards. Тогда же состоялось, по сути, его первое после Nirvana серьёзное публичное выступление в составе спонтанно сложившейся группы Backbeat, представлявшую собой сборную известных музыкантов (Майк Миллс из R.E.M., Дэйв Пирнер из Soul Asylum, Терстон Мур из Sonic Youth и др.) В их исполнении тогда прозвучали всего две песни ("Money Long Tall Sally" негритянской группировки Tamla ещё из 50-х годов и "битловская" "Helter Skelter").
Вполне вероятно, это событие и подвигло Дэйва Грола к началу активных действий, к которым внутренне он уже был готов. Уединившись в студии Роберта Ланга (Robert Lang Studio) в местечке Шорлайн (Shoreline, штат Washington), при содействии продюсера Барретта Джонса Грол за несколько дней подготовил программу своего дебютного альбома. Справедливости ради, впрочем, стоит заметить, что восемь номеров были записаны Дэйвом ещё во времена Nirvana в плёночном демо-варианте. И лишь "This Is A Call", "I'll Stick Around", "X-Static" и "Wattershed" фактически были записаны в Robert Lang Studio (с эпизодическим участием гитариста Грега Далли из группы Afghan Wings в записи трека "X-Static"). Это было в октябре 1994 года, ровно через полгода после смерти К. Кобейна.
Эти двенадцать песен по существу есть сольная работа Дэйва Грола. Но природная ли застенчивость, что не всегда является добродетелью, осознанная ли осторожность, выразившаяся в нежелании засвечивать своё доброе имя на обложке будущего диска, что в понимании Д. Грола могло взбудоражить массы неутешных поклонников К. Кобейна, вынудили нашего героя выпустить свой дебютный альбом под ни к чему не обязывающей вывеской Foo Fighters лишь в июле 1995 года.
Значительно позже и уже без ложной скромности Д. Грол вспоминал, что записал этот диск, дабы испытать свои возможности, характеризуя его как "катарсический опыт", позволивший ему в то непростое время справиться с неотступным ощущением некой вины после случившейся трагедии с партнёром по группе. Жизнь, однако, брала своё.
"Я и не думал превращаться в студийного человека-оркестра, - продолжал Дэйв, - без концертирующей группы любые идеи мертвы. Была мысль пригласить Криса Новоселика, мы с ним отлично ладили, но тогда все решили бы, что я возрождаю Nirvana, а это было совсем не так. У меня даже мысли не было взваливать на себя такую ответственность..."
Особых затруднений формирование состава будущей команды у Д. Грола не вызвало. Из распавшейся в Сиэтле группировки Sunny Day Real Estate к нему охотно примкнули барабанщик Нейт Мендель и бас-гитарист Уильям Голдсмит, а Пэт Смир (участник нескольких гастрольных туров в обойме Nirvana) стал вторым гитаристом. Это и был самый первый состав Foo Fighters.
Кстати, это название позаимствовано из сленга лётчиков ВВС США времён Второй мировой войны. Так в то время они называли необъяснимые атмосферные явления и НЛО, весьма активизировавшиеся в годы войны.
Ведущим вокалистом и лидер-гитаристом, само собой, являлся сам Дэйв Грол, однако роль фронтмена поначалу давалась ему непросто. Первые концертные выступления приводили его в ужас. В залах собиралась не слишком дружелюбная публика, облачённая, как правило, в чёрные майки с надписью "Nirvana" и настойчиво требовала исключительно кавер-версий песен Кобейна. А первые контакты с прессой становились для Дэйва сущим кошмаром. Его пытали вопросами в основном так или иначе связанными с Кёртом, об отношениях с вдовой (?) и о невнятных текстах его песен. Какое-то время Дэйв даже избегал всякого рода интервью и пресс-конференций.
Но всё проходит, прошло и это. Со временем Д. Грол стал и словоохотлив и откровенен. Вот как однажды он скромно заметил: "...моё имя так или иначе связывают с названием группы Foo Fighters и людей это интересует, прежде всего, потому, что когда-то я имел отношение к песне "Smell Like Teen Spirit". И не будь Кёрта, не будь Nirvana и этой вещи, вряд ли бы наша музыка сегодня кого-то привлекала. Потому что, по-моему, это очень обыкновенная музыка..."
Д. Грол самокритичен, но справедлив. Назвать музыку его дебютного альбома выдающейся не отважится и самый горячий сторонник Грола. Если ненадолго забыть, что это всего лишь первый опыт разностороннего, упорного, но достаточно среднего музыканта, эта его работа представляется не более, чем посредственной. А моментами, пожалуй, даже примитивным панк-роком ("Big Me", "Alone + Easy Target").
Не углубляясь в подробности, назову треки, которые стоят того, чтобы их отметить: "Good Grief", "Floaty", "Oh George" (песня посвящена Джорджу Харрисону, любимому музыканту Дэйва Грола), меланхоличный номер "Exhausted" и, пусть это название никого не смущает, "For All The Cows" (очень даже достойный меланхоличный блюз).
Тем ни менее "Foo Fighters" был на удивление коммерчески успешен (более того, он стал вторым из самых продаваемых дисков группы в Соединённых Штатах, уже в 1996 году преодолев планку "платинового" статуса). К весне 96-го FF завершили европейскую часть своего первого мирового гастрольного тура. К тому времени альбом уже отметился в Тор-5 Великобритании, Канады. Австралии и Новой Зеландии, лишь в США дебютник Д. Грола не выбрался из третьего десятка.
В завершении ещё одна цитата скромного парня Дэйва: "Я очень люблю ударные - в конце концов, я прежде всего барабанщик и только потом автор музыки, текстов и прочее. Но в Foo Fighters пришлось забыть, что мне нравится, а что нет. Надо было найти самое оптимальное решение, которое позволило бы группе заявить о себе. И тогда мне пришлось взяться за гитару, хотя играть на гитаре никогда особо не любил. Это может показаться неправильным, но если лидер в команде барабанщик, как, допустим, Фил Коллинз в Genesis, у такой команды почти нет шансов привлечь внимание публики и журналистов. Лидер может быть более чем сомнительным, но он обязательно должен стоять на сцене, а не сидеть позади всех. Ещё он обязан петь, желательно с гитарой в руках. Так уж вышло, что мне пришлось стать гитаристом, другого способа заявить о Foo Fighters тогда я не знал. Не знаю и сейчас”.
С Гролом, пожалуй, стоит согласиться. Сложно представить лысого толстяка Фила Коллинза в образе фронтмена с гитарой наперевес. Может быть, поэтому Genesis, после того, как в середине 70-х годов они остались без П. Габриэля и С. Хаккетта, начали постепенно сдуваться.
Но это уже совсем другая история. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
К Genesis после того, как Коллинз стал фронтменом, пришел огромный коммерческий успех. Они-то как раз и "привлекли внимание публики и журналистов", имея барабанщика-лидера, куда большее, чем при Гэбриэле.
А насчёт Генезис... в конечном счёте, рецензент имеет право на собственное мнение, пусть даже такое спорное, как в последнем абзаце.
P.S. Послушать, что ли, этих Фуфайтерс...
Полностью согласен.
Но цитируемое высказывание Грола - не о творчестве, а о популярности. И пример Genesis очень уж странный, учитывая, что, во-первых, именно с Коллинзом-вокалистом они очень сильно набрали популярность, а во-вторых, он не сидел позади всех, а стоял на сцене и пел, в то время как за барабанами сидел Честер Томпсон.
Да, всё нормально, просто разные мнения есть на этот счёт))
Сабж, кстати, нравится мне куда больше следующего альбома. Любимая песня - X-Static