|
|
|
Shaman
« Idja »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Odda Mailbmi
|
| 2 | Idja
|
| 3 | Ulda
|
| 4 | Vuojan
|
| 5 | Riehcu
|
| 6 | Giella
|
| 7 | Festet
|
| 8 | Orbina
|
| 9 | It Sat Duolma Mu
|
| 10 | Ostis Bцц
|
| 11 | Hunka Lunka
|
| 12 | Suollemas Bahcca |
|
Jonne Jarvela - vocals, guitars, percussion
Tero Piirainen - guitars, keyboards
IIka Kilpelainen - bass
Juke Erakangas - drums, keyboards |
|
Recorded at Tarzan Studio, Helsinki, Finland in December 1998
Engineered by Smoju
Mastered by Z-trading Oy, December 1999
Production and additional guitars by Roope Latvala
Cover by Tomi Kerminen
Photography by Toni Hдrkцnen |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
На севере Финляндии, там, где замороженные тундры и леса встречаются с холодным океаном, живёт малочисленная народность саами, занимающаяся оленеводством и рыболовством. В далёкие времена, соседствующие с саамами племена, остерегались этой народности, ибо знали, что у саамов самые сильные и могущественные шаманы-нойды, способные управлять стихиями и разговаривать с духами.
Сейчас этот малочисленный народ находится на грани вымирания...
...в 99-ом году некий молодой человек по имени Йонне записывает дебютный альбом своей малоизвестной группы Shaman. Представляя на суд слушателей совершенно уникальную музыку, смесь рока, фолка и металла. Но самое удивительное то, что тексты написаны не на английском и даже не на финском, а на языке северной народности саами. В музыке смешиваются тяжёлые гитарные риффы и саамские "yoik" напевы. Древние заклинания и современное звучание переплетаются и образуют чудесный узор, сотканный из эмоций и чувств. И это что-то невообразимое и невероятное, заставляющие то взгрустнуть, то искренне радоваться и самопроизвольно хлопать в ладоши в такт музыке. А главное, что выглядит это совсем не по-дилетантски: Йонне долгое время жил среди саамов, изучал их культуру и обычаи, а главное научился шаманскому пению "yoik". Альбом начинается с вещи Odda Mailbmi, на которую снят безумно грустный и красивый клип, в котором каждый найдёт что-то "своё". Последующие трэки очень разнообразны, среди них есть и меланхоличная "Vuojan" и плясовая It Sat Duolmma Mu, напоминающая кантри(!) музыку. Вобщем не соскучитесь :)
Ныне Shaman нашёл своё продолжение в новом проекте Йонне «Korpiklaani», но это совсем другая история.
Порывшись в интернете я нашёл интересную заметку: "однажды Пришвин написал, что где-то он прочитал о лопарях (саамах), якобы они должны бесследно исчезнуть с лица земли, что их жалкую жизнь никто не возьмется воспеть. И эти забытые всем миром люди не утратили умения смеяться невинным детским смехом." Но ведь нашёлся такой человек, который своей музыкой напомнил миру о том, что далеко на севере живёт народ с уникальной культурой и мифологией. Народ, живущий натуральным хозяйством на протяжении тысяч лет и существующий независимо от цивилизации. |
|
|
| |
| | | |
Довольно своеобразная и по своему красивая вещь. Если честно, то ничего подобного до этого альбома я не слышал. На записи используется, по моему, древне-сиамский язык, хотя языка как такового здесь не так уж и много, в основном, это просто шаманские напевы. Действительно потрясает созданная атмосфера древнего севера, даже скорее северного быта тех времен, которые музыканты описывают здесь. На диске в наличие все, что только можно использовать в Folk музыке вообще. Интересно еще и то, что практически во всех песнях на передний план выдвинута акустическая гитара, а электро задвинута на задний. Широко применяются синтезаторные Folk приемы в виде звука ручейка, различных красивых шумовых эффектов, ветра и т.д. На альбоме очень часто идет акустическое соло, а "задвинутое электричество" выполняет роль индустриального шумового эффекта. В общем, все сделано весьма здорово, немного эксклюзивно и по ШАМАНСКИ.
Напоминает группу Desperados в финско-шаманском варианте. |
|
|
| |
| | | |
| |
Слушая "Idja", можно в полной мере ощутить глубину разрыва человека с окружающим миром. Можно понять и способность музыки вернуть его к этому миру. Рок-музыки в том числе. Заклинания шамана, выпеваемые в тон ударным (звучащим действительно как ритуальный бубен) поразительно гармонично сочетаются с рокотом электрогитар и пронзительными акустическими переливами. Некоторые вещи - "Festet", "Hunka Lunka" - звучат по-первобытному весело, но в некоторых веселость становится уже какой-то инфернальной ("It Sat Duolma Mu", "Suollemas Bahcca"). Но в целом, "Idja" воспринимается как некий звуковой "антигравитатор", уничтожающий притяжение того, что мы привыкли считать действительностью, и позволяющий нам погрузиться в то, что действительно нас окружает - в тот противоречиво-гармоничный мир, где уже нет никаких четких граней, а ощущение единства, которое иначе как музыкальным, не назовешь, господствует безраздельно. Этот мир может принимать какой угодно образ (их бесчисленно много), но Shaman представляют его именно как бескрайние заснеженные равнины и скованные льдом воды, прозрачнейший чистый воздух и вечный полярный холод - впрочем, почти необременительный в силу душевной теплоты, которой здесь, в "Idja", пропитано буквально все. |
|
|
| |
| | | |
| |
В основе альбома - шаманские упражнения, показанные в альбоме "Hunka Lunka" (Shamaani Duo) предыдущего творения Йонне. Здесь он уже сам взялся за вокал (йоик, шаманский "язык" саамов), вторые роли ему явно пришлись не по душе. В общем, в плане вокала от альбома нужно ждать именно этого: работы шамана, а не певца фолк-песенок типа "У калитки, трали-вали, валенки мои стояли". А то есть у меня пара знакомых, которые альбом "прослушали" секунд за 20, промотав по-быстренькому все композиции и не найдя по какой-то причине ожидаемых "скандинавских баллад".
В музыкальном плане альбом интересен общим построением, которому я в иерархии альбомов Йонне дал бы метку "торжество акустики": дело в том, что акустическая гитара здесь - столб, вокруг которого сплел сеть вьюн всех прочих инструментов и звуковых эффектов, даже жесткие ритм-партии зачастую отданы акустике, акустика практически на замолкает. Электричество используется в качестве фона и для прибавления мощи в отдельных моментах. На самом деле, как и в Shamaani Duo, металлом здесь и не пахнет, даже манера работы с акустикой почти полностью та же, хоть и стала жестче, то есть, это уже определенно рок. А мотивы - нет-нет, да и напомнят что-то из русского рока времен Кино, Калинова моста.
И в заключение, как обычно, выборочно отмечу несколько композиций. Первая же композиция - "Odda Mailbmi" - является визитной карточкой альбома, представив внутри почти все то, с чем слушатель встретится далее. Определенно, заслуживает внимания композиция "Orbina". Собственно, я немного слукавил, сказав, что тут совсем нет баллад. При некотором желании эту вещь можно назвать балладой; этому немало способствует откровенная небалладность прочего материала на альбоме. В общем, это "сложная" баллада из двух разных по стилю элементов: легкая акустическая и потяжелее в электричестве. Композиция "It Sat Duolmma Mu" показалась интересной по двум причинам. Первая - вступление уж очень смахивает на акустическую версию "We Will Rock You" (Queen). Вторая - вставки в стиле "Doors" и "Led Zeppelin". Интересна переработка "Hunka Lunka" из материала Shamaani Duo: переработанная инструментально, определенно уже фолк-роковая вещь.
Тем, кто добро принял Shamaani Duo, но хочет для такой музыки увидеть развитие, движение вперед, и тем, кто добро принял Korpiklaani, но хочет увидеть истоки, зарождение, альбомы Shaman - самое оно. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 12384 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет