|
Ветераны действительно ушли достойно. Дейв Гилмор, Рик Райт и Ник Мейсон (который в последнее время не особенно-то и барабанил) выпустили отличный номерной альбом, а потом вслед ему и этот концертник, выпущенный как двойным компакт-диском, так и на видео. В данной рецензии я расскажу именно об аудиоверсии концерта – не только потому, что впечатления от прослушивания и просматривания с одновременным прослушиванием – это, как говорится, две большие разницы, но и потому, что видеоверсия отличается от аудио (подозреваю, по коммерческим причинам – чтобы фэны захотели приобрести обе), и о ней я поговорю в свое время. На аудиоальбом поместили материал, записанный в разных городах во время европейского турне группы в период с марта по октябрь 1994 г., и, в отличие от «The Delicate Sound of Thunder», этот лайв не только не провалился, но и стал лучшим подтверждением пословицы про порох и пороховницы.
Открывает концерт великолепная «Shine On You Crazy Diamond» – правда, ее девять частей, которые в оригинале начинали и завершали альбом «Wish You Were Here», сокращены, а то и вовсе удалены (например, последняя), так что получается одна большая композиция продолжительностью более 13 минут, в которой отсутствует множество тех мрачноватых гармоний, которыми изобиловал оригинал. Однако было бы трудно сыграть все 26 минут этой вещи. Очень интересно послушать, как вместо Уотерса о Сиде Баррете поет Гилмор, делающий это не менее вдохновенно.
Словно вновь вспоминая о Сиде, ребята далее представляют нам «Astronomy Domine» – единственную композицию с ранних альбомов группы. Представленная версия отличается от оригинала лишь чуть более быстрым темпом, а так все осталось на месте – даже морзянка в начале. В общем, замечательное воспоминание о днях бурной психоделической молодости.
После этого ребята сразу же переключаются на более поздние из своих хитов. «What Do You Want from Me» стала более блюзовой, а «Learning to Fly» представляет интересные перкуссии, которые прикольно шуршат и цокают, и, кроме того, середина композиции более впечатляюще иллюстрирует картину авиаполетов. Следующие две темы из последнего – как на тот день, так и поныне – альбома группы, «Keep Talking» и «Coming Back to Life», мало чем отличаются от первоначальной версии.
Тут «флойдовцы» неожиданно переносят в эпоху немеркнущей классики в лице «Hey You» с альбома «The Wall», одной из моих любимых тем. Акустическая гитара играет так, будто находится прямо рядом с тобой, а вокал Гилмора практически не отличим от Уотерса. Дэвиду также подпевает Рик и женское трио, которое в лице таких исполнительниц, как Сэм Браун (помните, была такая песня – «Stop»?), Клодия Фонтейн и Дурга Макбрум, присутствует почти на всех композициях, придавая композициям некоторый шарм. Кстати, соло здесь звучит гораздо мощнее и жестче, чем в оригинале, а последний куплет невероятно эмоционален.
Возвращение к «The Division Bell» происходит с песнью «A Great Day for Freedom», с более запоминающимся хором. Далее гитара Гилмора возвещает о начале «Sorrow», которая звучит не менее энергично, чем в оригинале, отличаясь лишь окончанием. Всегда интересно послушать, как заканчивают на концерте композицию, которая на альбоме была записана диминуэндо. Здесь проблема решается довольно просто – Гилмор просто повторяет пронзительный гитарный звук, имевшийся в начале. Вспоминая о «The Division Bell», ни в коем случае, конечно же, нельзя было позабыть о великолепной «High Hopes», последнем хите коллектива. К нему отнеслись весьма трепетно, оставив не только колокола, но даже пение птиц и жужжание пчел (или это мухи?), а инструментальные середина и окончание стали еще более впечатляющими за счет оркестровки и грустных вокализов. Что удивительно, но и здесь тему закончили диминуэндо, под тревожный колокольный звон.
Заканчивается первый диск немеркнущей классикой – «Another Brick in the Wall Part Two», точнее говоря, небольшой компиляцией из нескольких тем «The Wall». В начале мы слышим множество звуков, которые мы хорошо помним по этому альбому: телефонные звонки, вертолет, играющие дети… Наконец появляется музыка – инструментальный вариант «The Happiest Days of Our Lives», затем вступает ритм-секция, женский хор и вот уже Гилмор с Райтом поют знаменитые строчки: «Мне не нужно образование, мне не нужно контроля над мыслями». Вместо детского хора здесь, конечно, звучит упомянутое выше женское трио. Соло в этом концертном варианте имеет гораздо большую продолжительность, а в конце добавлен инструментал, плавно переходящий в музыку «Goodbye Cruel World», звучащую под вертолет. Все внезапно прерывается, и зрители долго аплодируют и устраивают овации.
Почему-то на диск не попала композиция «One of These Days», которая была на виниле. Впрочем, ее можно услышать на видеоварианте альбома. Правда, там отсутствует несколько вещей, которые есть на двух рецензируемых аудиодисках.
Второй диск большей частью отведен под слегка осовремененное прочтение нетленной классики – альбома «Dark Side of the Moon», которому концертное время не отводилось аж с 1975 г. Говорят, именно желание, чтобы «Темная сторона луны» получила свою официальную лайв-интерпретацию, побудило Гилмора к выпуску этого концертника. Бросающиеся в уши отличия – более четко слышимые разговоры, более жесткое звучание ритм-секции, много женского бэк-вокала и то, что все партии Уотерса поет Гилмор. Все остальное сделано абсолютно пиететно – сохранены не только многочисленные голоса на бэкграунде, но и все потрясающие звуковые эффекты. В начале зрители вдруг решают спеть что-то, отдаленно напоминающее «оле-оле», после чего появляется голос, много раз произносящий первую фразу альбома: «Я был сумасшедшим все эти гребаные годы». После множества звуковых эффектов мы переносимся в первую песню альбома. Отлично спела на «The Great Gig in the Sky» Сэм Браун, почти не уступив в эмоциональности Клэр Торри. В «Money» увеличена инструментальная часть в середине, а также добавлено лиризма за счет вокализов женского трио, после чего следует мощное гитарное соло. Остальные композиции изменились мало, разве что Райт время от времени импровизирует, не желая всегда следовать оригиналу нота в ноту. Слушая эту версию знаменитого альбома, можно забыть об Уотерсе, хотя на «Eclipse» его все-таки не хватает.
На бис ребята исполняют еще три классических хита. Сначала Гилмор поет под акустическую гитару прекрасную «Wish You Were Here», которую тоже не стали особо менять, а потом нашему вниманию представляют «Comfortably Numb», в которой вокальные партии делят между собой Гилмор и хриплоголосый Райт, изображающий доктора, может быть, даже лучше, чем Уотерс. Получилось просто супер, темп здесь более медленный, а особенно стоит отметить более продолжительное гитарное соло, звучащее к концу все мощнее – Дейв играет так, будто от его мастерства зависит сама его жизнь, показывая, что в студии возможности развернуться у него не было. После серии резких гитарных аккордов, сменяющихся паузами, начинается последняя композиция концерта, также взятая с альбома «The Wall». Это «Run Like Hell», где мы вновь слышим дуэт Гилмора и Райта. На мой взгляд, тема стала лучше и более шизофреничной, чем в оригинале, увеличена инструментальная часть, в которой есть отличное клавишное соло, а завершается все эффектным энергичным проигрышем всех инструментов.
Потом еще долго звучат аплодисменты и овации, а Гилмор благодарит слушателей, хотя на самом деле это мы должны благодарить этих ребят, которые и спустя несколько десятилетий могли доставить нам несказанное удовольствие. Мне понравилось даже тогда, когда я еще не увидел версию концерта на видео, а потом я полюбил этих ребят еще больше. Таланты!!! Что и говорить? Жаль только, что это было в последний раз!
Многие, конечно, станут говорить, что, мол, старички решили подзаработать, поскольку ничего новенького уже предвидеться не может, однако если бы все молодые также вдохновенно играли, как они, мир современной музыки был бы гораздо интереснее.
Некоторые жаловались на то, что здесь целых три гитариста, два клавишника и два ударника, издающих вместе слишком много звуков, но это уж, извините, какой-то странный подход к музыке. Вы что, о полифонии никогда не слышали?
Продолжаю надеяться, что когда-нибудь Гилмор и компания порадуют нас абсолютно новым диском, который станет в ряд с другими великолепными работами Pink Floyd, прекрасной группы, которая очень сильно изменила музыкальный ландшафт современности. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет