|
Я давно перестал верить трагическому надрыву сольных работ Уилсона. В этом отношении прошлогодний "Hand. Cannot. Erase." стал, субъективно, точкой полного отрыва Стивеновской лирики, где он пытается сохранить мрачные, обличающие, и, уж простите за штамп, остросоциальные мотивы, от его же музыки, полной теплых и ярких оттенков, и, за редчайшими исключениями, беспробудно позитивной. Причем в искренность музыки в данном случае явно веришь много больше... Что ж, хвала всем высшим сущностям, "4 1/2" избавлен от необходимости следовать какой-то единой идее, и уж тем паче - идее, противоречащей мелодической основе. Здесь вообще над словами безоговорочно преобладает инструментал, полноценных же именно что песен - и вовсе лишь две; собственно, они закрывают и открывают диск.
По всем второстепенным показателям "четыре с половиной" должен был стать проходной работой. Это заложено даже в самом названии: уже не "четыре", но еще не "пять", не то прощание с предыдущим альбомом, не то развернутый тизер будущего. 37 минут хронометража - многовато для EP, но слишком мало для классических уилсоновских сольных глыб. Занимает их материал, так и не пригодившийся при создании "The Raven That Refused to Sing (And Other Stories)" и "Hand. Cannot. Erase.", что отмечают третью и четвертую позиции в дискографии именного проекта Стивена. Причем "Vermillioncore" и "My Book of Regrets" в ранней и поздней своих версиях отвергались дважды, были вычеркнуты из трек-листа как в 2013-м, так и двумя годами позднее. Что же до "Don't Hate Me", то это здешний возрастной рекордсмен, баллада почти двадцатилетней выдержки, опробованная в деле еще до нисхождения со сцены Porcupine Tree... Другое дело, что даже с учетом всего вышесказанного ни одну здешнюю композицию не назвать лишней, проходной, ненужной или необязательной. Абсолютно в каждой есть свои уникальные цепкие мотивы, причем поражает то, с какой легкостью меняются музыкальные фокусы и акценты: на переднем плане, получив свою долю славы, побывал - и побывал уместно и заслуженно - с десяток разнообразных инструментов, от баса до саксофона. Расстановка "гостей" записи почти идеальна и напоминает гроссмейстерский розыгрыш шахматной партии: ни одна фигура не остается без своей важной роли. Иным даже позволено затмевать самого шахматиста - тут речь прежде всего о Дейве Килминстере и Гатри Говане, призванных подарить минуты радости тем, кто соскучился по действительно виртуозным гитарным партиям на сольных работах SW, ну и об израильтянке Нинет Тайеб, чей голос и придает новизну ощущений переосмысленной "Don't Hate Me".
Хотя врать не буду - "4 1/2" даже со всеми своими плюсами может набрать лишь на снисходительную оценку "ничего особенного" у иных приверед. Ну да, что ни возьми - будь то витиеватый Eloy-евский атмосферный рокешник "My Book of Regrets", классическая пинкфлойдовщина "Happiness III" или даже металлическая жесть "Vermillioncore" - все не ново, уже слышано, возможно даже, встречалось в более совершенной форме. Ну и в целом материал не то чтобы прямо конкретно взрывает мозг крутостью подачи... Кое-где так и не удалось избавиться от признаков черновой, идейно незавершенной работы, кое-где банально не докрутили интригу - да и не лень ли её "крутить" Уилсону, по настроению записей все больше похожему на толстого кота, лениво жмурящегося на солнце? Другое дело, что здесь тот самый случай, когда группа композиций "на четверочку" так идеально дополняет друг друга, что итоговый результат вполне заслуживает на балл больше. Классический паззл, где разноформенные кусочки, подгоняясь друг к другу, создают привлекательную картину. И, кстати говоря, то, что это получилось сделать в случае со столь разными по времени и цели происхождения вещицами, как раз и служит вернейшим доказательством того, что Жирный Кот Стивен по прежнему одной лишь левой лапой уделывает большинство коллег по прогрессивной сцене. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).