|
Данный альбом, как и группа, его породившая, имели все шансы раствориться в памяти народной практически бесследно. Однако High Tide повезло, они совершенно неожиданно вернулись на сцену после 18 лет мучительной тишины, в 1989-м, и нашли силы продержаться до времени, когда ностальгия по шестидесятым выросла до статуса настоящего тренда, причем тренда прибыльного. Ностальгирующие меломаны начали перелопачивать пласты за пластами в поисках новых (вернее, конечно, старых) героев той эпохи, вытащив на свет божий и ранние работы "Волны". Ну а по такому поводу последние грех было не переиздать (см. пункт "прибыльность"). А уж после всего этого разномастные знатоки и "знатоки" британского (да и не только) рока задним числом стали приписывать High Tide те или иные статусы и роли в музыкальной эволюции.
Так что давайте сразу оговорим, чем дебютник англичан, альбом "Sea Shanties", НЕ является. Во-первых, он не является хэви-металлической работой. Заслышав ошметки действительно брутальных, по меркам 1969-го года, риффов в "Futilist's Lament" и "Nowhere", добрая половина лиц причастных очень уж рьяно принялась записывать группу в ряды пионеров тяжелого рока, равняя с Mott The Hoople, Blue Cheer и Iron Butterfly, не говоря уж о Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. И совершенно зря. Даже хард-роковую составляющую здесь нельзя назвать стержневой, ну а полноценного хэви - секунд на пятьдесят, не более. Во-вторых, "Sea Shanties" - это уже не психоделический рок (пусть даже обратное утверждает без малого вторая половина критиков). Хотя, что забавно, в будущем, уже в составе Hawkwind, скрипач/клавишник "Волны", Саймон Хаус, будет причастен к прокачке психоделии до следующей стадии - спейс-рока. Ну и в-третьих, "Sea Shanties" практически не имеет отношения к собственно шанти - так в Англии прозвали традиционные моряцкие песни, ставшие частью фольклорной музыки. Лирика тут вообще крайне абстрактна, ну а "шанти-инструментал", в качестве которого здесь предлагается "Death Warmed Up" - это и вовсе нонсенс.
Что ж, теперь объясним, чем данный альбом является на самом деле. Во-первых, это занимательный образец раннего прогрессив-рока. Во-вторых, это образец прогрессив-рока, еще и достаточно нехарактерного для своего времени. Такие работы, почти без влияния джаза и классической музыки, сконцентрированные на плотных гитарных партиях и энергичной ритм-секции, не так уж часто встречались в на стыке шестидесятых и семидесятых, а во второй половине семидесятых практически исчезли. Прогресс прога (звучит забавно, кстати) в то время вообще привел, помимо всего прочего, к появлению так называемого chamber rock, в котором за весь альбом можно было не отыскать ни единого электрогитарного звучка. А вот в девяностых "Sea Shanties", на волне возрождения и перерождения стиля, уже звучал бы вполне канонично... В-третьих, это на редкость необычный альбом даже по меркам сорокапятилетней давности, когда рождались порою музыкальные проекты совсем уж фантасмагорические. Если в "Death Warmed Up" местами можно услышать почти незамаскированные отсылки к Джими Хэндриксу, то в остальном работа Тони Хилла весьма самобытна. Своеобразные мелодии, звучанию которых весьма непросто подобрать аналог (только если не рассматривать чрезмерную любовь к wuh-wuh-эффекту), спонтанное развитие партий, становящихся практически неуправляемыми в кульминациях, и множество удивительно милых, даже наивных, лирических отступлений. Бас лязгает как-то совсем уж неинтеллигентно - по-гаражному. Ну и ударнику особый почет - его амбиции почти не уступают аппетитам Кита Муна.
С пунктом "в-третьих" связан еще один, который "в-четвертых". За его наполнение отвечает скрипка упомянутого выше докт... простите, просто Хауса. Саймона Хауса. Да, иногда она производит лишь милые мелодии, но чаще рычит и звенит, словно еще одна гитара. Знаю, понятие cello-rock до сих пор не легитимизировано, но если нужны претенденты в отцы-основатели субжанра, то вот вам достойный кандидат.
Оригинальное издание альбома в целом заслуживает восьмерки с жирным плюсом. В переиздании 2006-го года появились еще пять треков, по общему времени звучания мало уступающих основной программе (тридцать пять минут против сорока). Но расширение хронометража - и без того достижение сомнительное - единственное их достоинство. Если "Death Warmed Up" был здешним Гаргантюа, то инструментал "The Great Universal Protection Racket", еще более масштабный, не смог стать достойным папаши наследником - Пантагрюэлем. И это мягко сказано: по большому счету, здесь мы имеем просто одиннадцать с лишним минут крайне невнятного музицирования... Не сравнить с итоговыми вариантами представленные демо-версии. "Dilemma" оказалась песней просто слабой, ну а "Time Gauges" чересчур уж эклектична. Единственное, хоть и слабое утешение - бонусы делают альбом чуть более "хардовым"; но лично я предпочитаю слушать "Sea Shanties" в первозданном виде. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет