|
|
|
Yes
« Close to the Edge »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Close To The Edge (incl. The Solid Time of Change / Total Mass Retain / I Get Up) 18:50
|
| 2 | And You And I (Cord of Life / Eclipse / The Preacher the Teacher / Apocalypse) 10:09
|
| 3 | Siberian Khatru 8:57 |
|
Jon Anderson - vocals
Steve Howe - guitars, vocals
Rick Wakeman - keyboards
Chris Squire - bass, vocals
Bill Bruford - drums |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Мажорно. Очень жизнерадостная музыка, от которой прямо исходят лучи жаркого солнца, чувствуется общий гедонистический настрой. Да и что можно ожидать от альбома с такой наивной зеленой обложкой? После коммерческого успеха «Fragile» Yes выпускают этот альбом, носящий многообещающее название «Close to the Edge». Нет, здесь музыканты еще держат себя в руках: альбом из 3-х песен на 40 минут. А ведь потом будет альбом из 4-х композиций на 80 минут (двойной «Tales from Topographic Oceans»), альбом из … композиций на 130 минут (двойной живой «Yessongs»). Но музыканты могут себе это позволить. Yes – группа с приставкой «супер», ибо в ней заняты такие личности… Каждый участник группы числится в негласном списке лучших инструменталистов (Рик Уэйкмэн делит первенство с Китом Эмерсоном в области клавишных; Билл Бруфорд – из числа самых техничных барабанщиков; Крис Сквайр – один из лучших рок-басистов; Стив Хоу – далеко не последний гитарист; Джон Андерсон, может, и не очень харизматичен, но поет прекрасно).
1) “Close to the Edge” (“The Solid Time of Change”, “Total Mass Retain”, “I Get Up, I Get Down”, “Seasons of Man”) – классический эпик прогрессивного рока. Начинается он с пения птиц и шума ручья или даже водопада (в духе пейзажных зарисовок пост-уотерского Pink Floyd. Ср. “Cluster One” с «Division Bell»). Звучание композиции, как мне кажется, выдержано в рамках джаз-рока (напоминает инструментальные вещи Хендрикса). Сразу хочется сказать, что целостность музыкального полотна не особенно заметна. Стив Хоу выдает заковыристые гитарные проигрыши, которые, как справедливо замечают многие, носят самосозерцательный характер, как, впрочем, и соло Уэйкмана. Объединяющим началом музыки служит скорее вокал. Он невыразимо радует своей легкостью для восприятия и оптимистическим наполнением. Ритм-секция в вокальных частях этой песни, по моему мнению, восходит корнями к характерным музыкальным размерам Ямайки. Вообще создается впечатление, что этот номер, давший название альбому, имеет совершенно определенный колорит – сам характер музыки и, к тому же, зеленая обложка диска вызывают в воображении законченный образ рая. Самая созерцательная часть начинается с середины 8-ой минуты трека. Yes приберегли для этого момента свой главный козырь – клавишное соло Уэйкмана. Но оно будет позже, а пока музыканты умело подготавливают почву. В умиротворенную обстановку гармонично вплетается тихий вокал Андерсона. Постепенно его слова “I Get Up, I Get Down” начинают звучать все более ярко и эмоционально. На пике наконец появляется долгожданный орган Уэйкмана, играющий в чисто баховском стиле. Постепенно одинокое органное соло обрастает разнообразными клавишными оттенками. Сразу же при поддержке подключившейся ритм-секции Рик также солирует, но уже в более непосредственном стиле. Следует возврат к основной теме с вокалом, уже тотально жизнеутверждающим. Заканчивается эта 18-минутная композиция тем же пейзажем, с которого и началась.
2) “And You and You” Начинается эта 4-х частная вещь с кротких гитарных аккордов мечтательного настроя; вскоре подключаются ударные Бруфорда, которые задают композиции какой-то необычный ритм, а Хоу играет уже нечто традиционное. Как обычно, необычайно приятен вокал Андерсона, в т.ч. и в припеве (“Cord of Life”). В следующей части (“Eclipse”) мы можем слышать симфоническое пробуждение – Уэйкмэн выходит из спячки и играет очень возвышенно и колоритно. Часть “Preacher and the Teacher”, как мне кажется, получилась несколько сумбурной, ибо в вокальную часть довольно грубо врываются клавишные. Также Уэйкмэн здесь повторяет свое соло из второй части. Четвертая часть под названием “Apocalypse” заканчивается, не успев начаться – Андерсон поет здесь лишь один куплет.
3) “Siberian Khatru”. Виртуозный гитарный проигрыш, бесспорно, абсолютно в духе Хендрикса. Услышав следующую сразу за ним музыку, я поймал себя на мысли, что это один из тех случаев, когда живущая в памяти и подсознании мелодия наконец-то получает конкретное авторское воплощение и паспортизируется. Очередная музыкальная тема, появляющаяся в течение первой минуты, напоминает мне что-то из ледзеппелиновского «Houses of the Holy» (возможно, “The Crunge”). Вообще я убежден, что музыканты LZ под копирку сняли эмоциональный настрой этого альбома в своей вышеназванной работе 1973 года. Стоит упомянуть замечательное гитарное соло Хоу, но оно, возражу Featus-у, далеко не в духе Хендрикса. Абсолютно неудобоваримый хаос, коим заканчивается композиция, несколько портит впечатление от нее.
Что ж, очень самобытный альбом с совершенно невероятным количеством позитива. Особенно хорошо диск пошел бы после дума или брутал-дэта. Я бы описал все это тремя словами – свет, краски, экзотика… |
|
|
| |
| | | |
| |
В отличие от других прослушанных мной арт-роковых команд Yes отличается большей мажорностью и более высоким вокалом. Кроме того, в их музыке больше гитарно-клавишных аранжировок, чем влияния классической музыки. Из всех групп данного жанра эта, пожалуй, наименее жесткая и мрачная, чему во многом способствуют клавишные Рика Уэйкмана и вокал Джона Андерсона, который, честно говоря, трудно представить в очень мрачных темах. Обложка данной работы может претендовать на звание одной из самых простых – внизу зеленая, вверху черная, зелень плавно переходит в черноту. Данный альбом является первой – и весьма удачной – попыткой Yes записать лишь развернутые темы.
1) «Close to the Edge». Первая 4-частная композиция продолжительностью почти 19 минут. Нам постепенно становятся слышны имитируемые клавишными трели поющих птиц, и колокольчики. Затем начинается первая часть композиции (The Solid Time of Change) – идет довольно быстрый и жесткий инструментал, в котором гитара Стива Хоу и клавишные Уэйкмана поначалу словно не слышат друг друга и который прерывается небольшими хоровыми вставками («а-а-а»). Постепенно музыка становится чуть медленнее и лиричнее, а затем идет энергичный и ритмичный арт-рок под высокий вокал Андерсона. Особенно запоминается припев, который будет звучать на протяжении всей композиции. Незаметно мы переходим ко второй части (Total Mass Retain), напоминающей окончание предыдущей, но здесь более выделяется бас-гитара Криса Сквайра; постепенно музыка замедляется. Третья часть (I Get Up I Get Down) начинается с атмосферных клавишных, создающих умиротворяющую картину, в которую заползают нотки тревоги. Вокала теперь уже два – сначала поет Сквайр, потом к нему присоединяется и Андерсон. Вокал звучит все эмоциональнее, и его сменяет мощный орган в духе Баха – ощущения такие, как будто действительно попал в церковь. 4-я часть (Seasons of Man) – вновь быстро и энергично, постепенно здесь соединяются все музыкальные и вокальные мотивы этой сюиты, а в конце мы возвращаемся вновь к звукам природы. Честно говоря, трудно определить, о чем эта композиция конкретно (лирика Андерсона всегда отличалась неясностью – особенно на этом альбоме), но, говорят, на нее повлияла книга Германа Гессе «Сиддхартха», посвященная жизни Будды. Основной мыслью можно, видимо, назвать то, что мы постоянно ищем путь, по которому следует идти, делаем выбор между материальным и духовным миром, и часто при этом следуем не за тем, за кем нужно было бы; однако герой песни, видимо, нашел все-таки свой путь и обрел то, что искал. Кстати, образ вечной реки, прекрасно иллюстрируемый клавишными, также взят у Гессе.
2) «And You and I». Вторая 4-частная вещь, только уже поменьше раза в два и исполненная лиричности. 1-я часть (Cord of Life) начинается с какой-то несмелой акустической гитары, за которой следует весьма оптимистическая музыка (ак. гитара, клавишные, звоночки); здесь же впервые появляется припев под гитару, который станет основополагающим для всей композиции. 2-я часть (Eclipse) – размеренная и полна различных звуков, в которых слышатся какие-то сирены, а заканчивается она вновь ак. гитарой, звучавшей в начале. 3-я часть (The Preacher the Teacher) начинается с весьма оптимистической игры на ак. гитаре, к которой время от времени присоединяются клавишные, затем исполняющие отличное соло; 4-я (Apocalypse) – вновь словно какие-то сирены (действительно, похоже на апокалипсис), потом все стихает, и в последний раз звучит лирический припев. Основная мысль композиции, вероятно, такова – что бы ни случилось, через какие бы испытания ни пришлось проходить, даже если наступит конец света, главное – чтобы рядом с тобой находился любимый человек.
3) «Siberian Khatru». Оптимистическая вещь, в основном в духе энергичного и быстрого рок-н-ролла, которая впоследствии стала открывать многие концерты Yes. Достаточно задорная тема с какими-то сказочными мотивами, в которой речь идет почему-то о Сибири. Интересно только, что же такое Хатру? Андерсон утверждал, что это просто симпатичное слово, которое у него ассоциируется с теплыми летними днями (видимо, потому что звучит как-то по-восточному – например, город был такой древний Хатра), и в название он его вставил для контраста. Запоминаются отличные клавишные и гитарные (в духе Хендрикса) соло. Ближе к концу композиция становится несколько сумбурной и скучноватой.
Альбом явно является одним из лучших у Yes, но «Relayer» мне нравится больше, потому что он более непредсказуем. |
|
|
| |
| | | |
| |
...в лесу, где бурным летним днем оказался дух, творились чудеса. Сказочные звери появлялись вокруг и кружились в безумном хороводе, появлялись все новые и новые, невиданные животные, воздух опьянял ароматом листвы и возносил на небеса, летящие над освещенными солнцем кронами деревьев. Не прошло и минуты, как вошел в этот лес, а уже был затянут в волшебный мир - пение птиц, подобного которому нигде ты не услышишь, река света, разливающегося вокруг, она звенит и переливается, она наполняет теплом, и ты теряешь голову, как начинается то самое, чего не ожидал - вся палитра мелькает перед взором, порхает, прыгает, стрекочет и насвистывает, но одного цвета больше всего - зеленый поглощает пространство, освещает самые дальние уголки души и она начинает петь вместе со всеми и кружиться, летать и играть с каждым деревом и зверем, что поют для нее... Хау и Уэйкман пестрят на палитре, Сквайр и Бруфорд выписывают невиданной красоты картины, все сливается в одно бурное течение, что уносит вдаль, в небо над сказочными долинами и лесами, летней бабочкой порхают неуемные клавиши, водопадом эмоций низвергается поток гитарного откровения, окрыляют и приводят в движение ритмические заигрывания. На мгновение все зависает в воздухе, и хор неземных голосов восклицает, возвещая свое явление, создание новой сладкой сказки. Полет сновидения устремляется к реке, в охлаждающий поток, и бурлящая фантазия успокаивается, отдыхает и ныряет в течение мягких нот, затем всплывает и начинает мягко рассекать воду, отдавшись воле светлой реки. Голос Андерсона открывает взгляду горизонт, голоса его друзей-волшебников наслаждают воздух, а их музыка создает все, что видно вокруг. Сквайр держит причудливого зверя на воде, не давая ему утонуть, забавно приплясывает Бруфорд, и понимаешь, что таких танцев не увидишь нигде больше, кроме как здесь, брызгается отраженным в реке солнцем Хау - и нет, казалось бы, ничего прекраснее. Но река уходит вглубь странного леса, прохлада и красота всего вокруг обнимают, Уэйкман впадает в сладкую дрему и усыпляет своими ясными клавишами. Остальные четверо, сквозь сон впитывая дух чудес, тихо поют, излучая магию вокруг себя, и весь этот мир замирает и слышит волшебство. Как вдруг они видят нечто такое, что теряют дар речи - что-то огромное и необъятное, словно пропасть открылась рядом. Только орган может рассказать об этой ширине, и он грохочет под пальцами пианиста так, что содрогаются нечистые духи и бегут сломя голову из этих священных мест. Еще немного, и видение растворяется, возвратив друзей в явь - они срываются в стремительный полет, набирая высоту с каждым ударом Бруфорда, и вся долина вновь открывается перед взором. С невиданных высот отпускают птицу в свободное падение творцы, и в невесомости бьется в продолжительном оргазме синтезатор Уэйкмана, и лишь вновь ударившая волна реки охлаждает их пыл. Солнце выглядывает из-за облака, снова освещая своим неземным сиянием волшебные места, а сказочники поют удивительной красоты мелодии так, что все звери и птицы замирают во внимании и восторге. Трижды встает и ложится Андерсон, и лишь видно Мечту, что уплывает вдаль по бесконечной реке блаженства в мире фантазии...
На пару мгновений мечтатель оказывается в материальном мире. Он встает и переворачивает пластинку, которую двадцать минут назад достал из конверта с зелено-черной картинкой, чтобы войти в другие двери, что она может открыть. Он снова уходит в самые свои приятные мечты, далекие и неизведанные миры ждут его явления.
Тихие голоса, флажолетные аккорды и медленная, повторяющаяся последовательность нот на акустической гитаре навевают философскую грусть... но музыканты обманывают тебя - прекрасная "И ты, и я" - такая же ясная, пронизанная всепоглощающим светом музыка, как и сказка с первой стороны пластинки. Сладкие, наполняющие теплом душу гитара Хау и голос Андерсона, похожие на детскую улыбку синтезаторные изыски, и во всей палитре замечаешь и капли басовых звуков, и высокий перезвон треугольников. Мелодия срывается в совсем другую тему, после чего наступает затмение - вокруг все меркнет, в центре пространства звуков остается Уэйкман, чьи клавиши рождают безграничную силу атмосферы. С первого штурма он сносит один рубеж сознания, после чего начинает второй - океан эмоций разливается во всех направлениях, опьяняя все вокруг, наркотической негой разносясь по душе, и ангельские голоса доносятся из далеких безграничных просторов, воздух над океаном наполнен чудесами, что кроются в каждом уголке той комнаты, откуда весь этот мир создает квинтет творцов. Все прекращается. Реприза в композиции, вновь акустическое вступление выходит в похожую тему, только на этот раз все другое. Новое, освященное чем-то прекрасным, и каждый музыкант мыслит по-другому - новые слова говорят инструменты Уэйкмана и Сквайра, гитара заигрывает с ними и новые переливы расходятся кругами. Последние лучи ведут к финалу этой удивительной десятиминутной пьесы, все стихает. Впереди остается последняя дверь.
Сибирское Хатру - это непохожий на то, что было до этого, завернутый коктейль. Она быстрее, энергичнее, основные темы высечены из твердых материалов, однако временами они перемежаются далеким, потусторонним зовом откуда-то издалека, иногда слышатся мысли о Сердце Рассвета, где музыканты были годом раньше. Этот мир большей частью создается инструменталистами - в особенности Хау и Уэйкманом, особенно впечатляет красочный перелив кларнета и лэп-стила есть в средней части. Пятеро волшебников сплетают вновь ясные и лучистые звуки в цельный поток, завершая одно из главных своих достижений, подарив возможность побывать близко к пределу человеческой фантазии, обойти самые светлые равнины сознания и играя на струнах счастья. Там творились чудеса, там воздух опьянял и возносил на небеса, а свет поглощал пространство... |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 47075 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).