|
Время неумолимо летит вперед, стрелки часов с годами всё быстрее отсчитывают свой ход, и не приходится удивляться, что некоторые музыкальные коллективы, не так давно бывшие предметом обожания сотен тысяч и миллионов поклонников во всем мире (включая автора этих строк) и, увы, распавшиеся каких-то полтора десятка лет тому назад, сегодня, даже после сравнительно недавнего воссоединения, не могут похвастаться и десятой долей той популярности, что сопутствовала им в сравнительно недалеком прошлом. И прославленный квинтет Faith No More из Сан-Франциско — нагляднейший тому пример: по-прежнему собирая аншлаги в ходе мировых турне, группа, тем не менее, давно уже не «на слуху» и просто, так сказать, стрижет купоны в основном со своих былых фэнов, бóльшая часть которых давно разменяла четвертый, а то и пятый десяток. Никогда не забуду, как пару лет назад, заслышав перед концертом в одном из московских клубов включенную «фоном» для скрашивания ожидания действа “Last Cup of Sorrow” — одну из лучших композиций поздних FNM, шикарный «апокалипсический» клип на которую в свое время интенсивно транслировался на MTV, — и обратившись за эмоциональной поддержкой к одному из тогдашних спутников, который моложе меня примерно вполовину («Бог ты мой, да это же Faith No More!»), я не увидел в выражении его лица, на котором, что называется, не дрогнул ни один мускул, ни малейшего отклика, АБСОЛЮТНО НИЧЕГО: было совершенно очевидно, что для него это пустой звук (при том, однако, что группа, на концерт которой мы пришли, еще старше, тоже воссоединилась (хотя и гораздо раньше) и сознательно не выпускает новых альбомов, но аккурат в русле его музыкальных пристрастий).
В связи с вышесказанным весьма отрадно, что лейбл Warner Music время от времени выбрасывает на рынок всевозможные компиляции, в той или иной мере подогревающие интерес нового поколения меломанов к творческому наследию былых мегатитанов альтернативной сцены, одна из которых и предлагается вашему вниманию. Главной мишенью для критики любого сборника музыкальных хитов (особенно однодискового) обычно является подборка треков; не станет исключением и данный релиз. И в самом деле, ну на кой рожон понадобилось включать сюда аж 5 композиций с пусть и мультиплатинового и ставшего для группы прорывом “The Real Thing” [’89] (особенно возмущает присутствие довольно пресных и унылых, как диетический сухарь, “Underwater Love” и “Edge of the World” и отсутствие на их фоне абсолютно шедеврального, многопланового и завораживающего инструментала “Woodpecker from Mars” или просто убийственного, практически трэшевого боевика “Surprise! You’re Dead” с того же альбома) и при этом лишь мельком затронуть крепчайший, как по мне, “King for a Day…” [’95], с которого в сборник попали только несколько однообразная и предсказуемая “Ricochet” и намеренно мэйнстримовая, предельно благозвучная и «аристократичная» “Evidence” с мощным фанковым «стержнем» и густым пряным привкусом ретро (а где же агрессивно-припанкованная и при этом красивейшая “Digging the Grave” или, скажем, прямо-таки источающая маскулинность и одновременно какую-то убаюкивающую пасторальность — чрезвычайно, кстати, характерное сочетание для FNM — “Take This Bottle”)?! И зачем, спрашивается, сюда, как и на гораздо более раннюю видеоподборку “Video Croissant” [’93], опять впихнули отдающую каким-то восторженным слабоумием “Anne’s Song”, когда на ее место так и просится пусть и не затронутая клипмейкерами, но действительно интересная и нешаблонная “Introduce Yourself” (да и не она одна) с одноименного альбома [’87]?.. (Список претензий к составителю можно продолжить, и уж коль скоро на вкус на цвет товарища нет, то м-р Бен Листер по отношению ко мне точно таковым не является.)
Теперь о приятном (во всяком случае, лично для меня) — о предельно возможном охвате в пределах однодисковой компиляции того абсолютно эпохального и поначалу недальновидно охарактеризованного боссами рекорд-лейбла как «коммерческое самоубийство» альбома, который в итоге буквально взорвал тогдашнюю рок-индустрию (и продолжает будоражить музыкальный мир по сей день), со всей очевидностью доказав, что пускай и нечасто, но всё же бывают ситуации, когда для тех сравнительно немногочисленных исполнителей, которые не боятся по-настоящему экспериментировать в рамках жанра и при этом обладают подлинным художественным талантом, нет ничего принципиально непреодолимого. Речь, конечно же, об “Angel Dust” [’92]. Эта в высшей степени незаурядная запись не просто подтвердила общеизвестную еще со времен “The Real Thing” способность «отныне отринувших всякую веру» искусно вплетать в преимущественно фанковую структуру композиций потрясающе красивые мелодические ходы самой разной стилистической природы и степени «тяжести» (причем во многом посредством клавишных, что для тогдашнего альтернативного рока было довольно необычно), но и вывела ее на принципиально новый уровень: послушайте хотя бы бесподобную “Midlife Crisis” (и заодно посмотрите не менее шикарный клип, где проблема пресловутого кризиса среднего возраста воплощена чрезвычайно образно и доходчиво — в виде одной из средневековых форм четвертования, хе-хе…), в которой чего только не намешано (включая хоровые вставки в духе африканских туземцев) и при этом слушается всё предельно монолитно и органично, сравните ее со всем тем, что вы слышали на альбоме трехлетней давности, и почувствуйте колоссальную разницу в подходе и подаче! Музыка не стала менее эклектичной (куда там!..) — она неким труднопостижимым образом стала, хм… гораздо «универсальнее» и определенно намного «взрослее». Даже вокал стал другим — более глубоким и мужественным (и слава Богу): куда-то почти повсеместно улетучились клоунские стёбово-блеющие интонации, которые меня, признаться, при всей их уместности в контексте песен с альбома ’89 года и, соответственно, концертника ’91-го изрядно раздражали на подсознательном уровне, и Майк Паттон во многих пассажах процентов этак на девяносто (пока что) раскрылся как вокалист высочайшего класса по любым мыслимым меркам. Никак не могу пройти мимо еще одной вошедшей в сборник песни с того же альбома — “A Small Victory”. Обыгрываемая в тексте и вокально-мелодических линиях с легким бравурным сарказмом извечно американская тема «Жизнь как бесконечное соревнование с окружающими» ближе к середине вдруг начинает приобретать отчетливо трагичные, предостерегающие нотки; и когда вдруг раздается мастерски внедренный в гитарно-клавишные пассажи вой сирены воздушной тревоги (им же композиция и завершается), лично я всякий раз поневоле холодею и покрываюсь мурашками — настолько это убийственно и «в тему» (здесь просмотр видеоклипа тоже не помешает, хотя и снят оный уже в откровенно аллегоричном «милитаристском» ключе).
Вообще говоря, тема трагизма человеческого существования и, безусловно, наиболее зловещего и неумолимого из врагов рода человеческого — смерти — так или иначе присутствует во всем творчестве FNM, в связи с чем, дабы закончить рецензию, позволю себе примерно процитировать по памяти прелюбопытнейший фрагмент (точнее, концовку) интервью более чем 20-летней давности, состоявшегося на одной из московских радиостанций за несколько часов до первого российского концерта группы на Малой спортивной арене «Лужников», который я имел счастье посетить (не помню точно, кто задавал вопросы (в голове, однако, почему-то так и вертятся Тутта Ларсен и Александр Ф. Скляр) и кто именно из участников коллектива на них отвечал (кажись, басист Билли Гулд и клавишник Родди Боттум), но это, полагаю, не так уж важно):
В.: — В ваших видео встречаются странные, порой малопонятные образы и аллегории. Вы сознательно мистифицируете аудиторию, или, быть может, мы просто чего-то не понимаем из-за разницы в менталитете и культурных различий?
О.: — Для нас странен и малопонятен как раз ваш вопрос [общий дружный смех]. Что конкретно вы имеете в виду?
В.: — Ну, взять хотя бы выброшенную на берег, бьющуюся и задыхающуюся от нехватки кислорода рыбу почти в самом конце клипа “Epic”. Как это связано с содержанием песни, что это означает?
О.: — Хм, действительно странно, что вы об этом спрашиваете. Аллегорический смысл этого образа очень простой: смерть человека.
В.: — Но ведь люди умирают совсем не так…
О.: — Да что вы, ребята, именно так и умирают люди — словно выброшенная на берег рыба, которой больше нечем дышать. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет