|
«Славяне» - один из тех сборников, пояснения к которому не требуются, все и так понятно из названия и списка коллективов-участников с указанием стран. Действительно, на этом диске собраны песни братьев-славян. Издательство «Скифский горн» подошло к этому проекту ответственно и, что называется, «с душой», постаравшись отразить в этих композициях суть славянской песенной культуры, ее наследие и ее историю, а также взаимодействие с другими музыкальными традициями. Названия коллективов мало что скажут человеку, который не следит внимательно за фольклорной музыкой, – тем не менее, после знакомства с ними будет отличный повод проявить интерес.
Открывающие и закрывающие сборник хорваты Afion представляют немного осовремененный фолк, в случае с «Dej mi, Boze» в наличии чуть ли не трип-хоповый ритм, издаваемый ударной установкой. Следом пойдут коллективы более «аутентичные» – Runo балансируют на грани ритуального действа и необузданной пляски, хор Kornicka немного выбивается из контекста своей интерпретацией рождественского гимна (стоит отметить, что в основном музыканты христианство не затрагивают, предпочитая открывать гораздо более древние пласты народного творчества). Muzicka дает возможность услышать кажущиеся бесконечными напевы, вызывающие ассоциации с уборкой урожая, когда женщины серпами срезают пшеницу и поют, нарушая тишину чудесным и стройным многоголосьем. Monistra «оригинальничают» при помощи пианино и заигрываний с экспрессией испанского фламенко в «Po sluh» – не напрямую, но что-то знакомое слышится. Женский коллектив из Болгарии Trio Tzane обходится или вообще без аккомпанемента, либо с минимальными вкраплениями оного – душа поет, и не нужны никакие другие инструменты, чтобы подчеркнуть красоту человеческого голоса. От этих песен веет чем-то древним, как и от песни «У нас ныне» россиян Веданъ Колодъ. Она отлично смотрелась-слушалась на сборнике «Ритуал» и здесь ей ничто не мешает производить неизгладимое впечатление на слушателя. Внимаешь словам и музыке, и понимаешь, что это родное, настоящее, пусть и отделенное от нас прошедшими веками. Скоморошья Слобода весело провожают зиму и встречают весну, Collegium Fiddle Dolce звучат скорее в традиции средневековых менестрелей Европы, не обходясь при этом без влияния «поп-ориентированного» фолка. Makedonka из, понятное дело, Македонии, напоминают о том, что их страна вобрала в себя множество культур, будучи неким «пограничьем» - «Osogovka» близка к греческой музыке, а в «Mariovska tresenica» можно услышать Турцию с ее ритмами и традиционными мотивами. Svjata Vattra играют разухабистый украинский фолк с бодрым аккомпанементом гармони (где-то над «Верховиной» витают коммерчески успешные призраки Воплей Видоплясова). Ярко выступает хор Tirnavia, Tundri поют что-то необычное, со следами джаза и поп-музыки, но для слуха приятное. И, наконец, снова Afion, более удачного завершения диска придумать было трудно. Мужской голос, скрипка, экспрессия - светлая, немного грустная песня, от которой становится легко и хорошо. Да и вообще, «Славяне» производят самое благоприятное впечатление. Редкий сборник, не спекулирующий на сиюминутном интересе, а открывающий забытые и яркие пласты нашей общей культуры и традиции. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет