|
Данная работа стала первой за долгие годы попыткой Rush обратиться к более коротким композициям, с которых они начинали свою карьеру. Вновь вернулась схема «куплет – припев – куплет – припев – короткое соло – куплет – припев», которой вроде бы не должно быть в настоящем прогрессивном роке. Гедди Ли поет, не напирая на более высокие ноты, что мне нравится гораздо больше, а также использует еще больше клавишных, но музыка от этого не становится мажорнее – напротив, альбом получился довольно печальным и тревожным. Пирт на этот раз решил обратиться к урбанизации и машинизации, опасным образом влияющих на человеческое общество, но он также вновь затрагивает тему взросления в этом мире.
1) «Subdivisions». В сущности, первая вещь и есть лучшей на альбоме. С самых первых нот создается тревожная атмосфера. Гудят клавишные, а потом следует ритм, страшно напоминающий что-нибудь из сольных работ Рика Уэйкмана, но с более хард-роковым уклоном. В песне рассказывается о проблемах, с которым человек сталкивается еще в детстве; еще будучи школьниками, люди начинаются делиться на различные группы; и кроме того, если живешь в пригороде, то начинаешь осознавать, что мечты можно осуществить лишь в центре города, но далеко не всегда это действительно удается. Здесь есть и неплохая гитарная игра, и надолго запоминающийся вокал (особенно мне нравится, как Гедди Ли вторит чей-то глубокий голос, говорящий всего одно слово: «Подразделения»), и соло – на клавишных и на гитаре.
2) «The Analog Kid». Сразу же ритм-секция с эффектным драммингом задает достаточно быстрый темп, однако на припеве он замедляется. В песне повествуется о мальчике, который лежит на траве и наблюдает за какой-то девчонкой «с глазами лани и загорелыми ногами», а потом мама зовет его домой. Мальчик никуда не спешит и просто пытается понять свое место в жизни, осознавая, что взрослеет. Лайфсон выдает здесь неплохое гитарное соло, сопровождаемое тихими вокализами.
3) «Chemistry». Энергично вступает ритм-секция, мелодика, в которой много клавишных, в основном попсовая (пусть и с хардовым налетом ближе к концу), но не запоминающаяся. Первым фактором, показывающим взросление молодого человека, становится влечение к противоположному полу. В песне приводятся размышления взрослеющего юноши о том, что же заставляет людей сближаться друг с другом. Электричество? Биология? Нет, видимо, дело в химии. Недаром же на английском языке у этого слова есть значение «совместимость» (в отношениях между людьми).
4) «Digital Man». После короткого вступления ударных идет ритм с пульсирующим басом и жесткими гитарными аккордами. Дух рэгги заставляет вспомнить о The Police (помните такую группу – ту самую, где Стинг пел?). Юноша видит, что быть взрослым – это означает стать «цифровым человеком», который прекрасно обрабатывает информацию и адаптируется к любым изменениям, который живет, полагаясь на достижения науки и техники, однако ему хотелось бы отправиться куда-нибудь подальше от этого компьютеризированного мира – в Сион, Вавилон или Авалон. В середине музыка притихает, чтобы мы могли лучше слышать гитару, но она как играла в одной манере, так и продолжает, почти не меняя риффинга.
5) «The Weapon: Part 2 of “Fear”». Усиливается звук ударных в стиле диско, затем клавишных и гитары. Музыка постепенно становится энергичнее, но по-прежнему совсем не цепляет. Юноша становится обыкновенным винтиком в огромной машине и осознает страх, присущий каждому человеку; да, мы все чего-нибудь боится, и этот страх могут использовать против нас. В середине звучит тревожное клавишное соло, сопровождаемое завываниями гитары, создающими адекватную лирике атмосферу; затем звучит гитарное соло, но его быстро сменяют клавишные. Нужно сказать, что три части «Страха» разбросаны по нескольким альбомам, причем, что интересно, первая часть будет на следующем диске («The Enemy Within»), а третья часть уже была на предыдущем («Witch Hunt»). Вот такой прикол!
6) «New World Man». Еще одна композиция с влиянием рэгги. Вступают прикольные клавишные, присоединяется гитара. Вновь со временем добавляется энергетика, а мажорная музыка явно была причиной, почему эта вещь стала радиохитом. Человек нового мира – каков он? Бунтарь и романтик, желающий стать у руля. Он учится на собственных ошибках и пытается сам их исправить. Он знает, как нужно поступать правильно, но он не очень этого хочет. Он вполне может завоевать весь мир, но вряд ли сможет его удержать. Он не думает о вчерашнем дне, поскольку перемены происходят сегодня. Думаю, очень интересный портрет получился.
7) «Losing It». Тихо вступает бас, сопровождаемый скрипкой и ксилофоном. Неплохо играет гитара, только можно было не такие жесткие аккорды выдавать. В принципе, могла бы получиться баллада, но не захотели почему-то. В сольной части вместо гитары вдруг стала реветь электрическая скрипка (на ней играет некто Бен Минк) – по крайней мере, оригинально. В песне мы встречаем образы двух людей – танцовщицы и писателя, которые хоть и стали делать то, о чем мечтали в молодости, но так уж получается, что жизнь часто разбивает наши мечты. Может быть, лучше вообще не добиться того, о чем мечталось, чем видеть, как твоя мечта погибает.
8) «Countdown». В данной композиции описываются чувства астронавтов, готовящихся к путешествию на первом космическом шаттле «Коламбия», и сам взлет, который имел место в апреле 1981 г., и уже с самого начала нам прекрасно иллюстрируют данную тему. Нарастают тревожные клавишные и ударные, слышатся радиопереговоры Хьюстона с астронавтами, а вскоре появляется и вокал. В композиции присутствуют различные звуки, которые неплохо иллюстрируют описываемое, но сама она абсолютно не запоминается. Правда, местами мелодия здорово до такой степени напоминает первый трек, что так и ждешь голос, который начнет говорить: «Subdivisions». Заканчивается эта вещь диминуэндо под продолжающиеся переговоры – как дань всем тем, кто трудится за пределами Земли. Таким образом, завершение альбома является достаточно оптимистичным. Здесь показано, что в современном мире, в котором столь важную роль играет техника, мечты не только уничтожаются, но и осуществляются.
В одном Rush остались неизменными – их мелодии по-прежнему очень трудно запомнить (а здесь многие композиции еще и похожи друг на друга). Однако если я еще смирюсь как-нибудь с этим в прогрессивном роке, то когда запоминаемости нет в такой музыке, это уже не хорошо. Временами действительно становится скучновато. Тем не менее, альбом не так прост, как многим может показаться. Ребята не стали играть синт-поп, хотя гитары словно утонули в синтезаторных звуках, и музыка не стала проще. Также по-прежнему интересно читать тексты Пирта с концептуальным уклоном. Кстати, нужно сказать, что это последний альбом, где в качестве лирического героя выступает молодой человек; в дальнейшем Пирт будет показывать мир глазами взрослого, да и фэнтэзи с космическими сагами он, видимо, уже перерос.
P.S. Чего я так и не понял, так это почему на обложке нарисована собака. (прим. редактора - цитата от Нила Пирта - собака интересуется пожарным гидрантом, она внимательно обнюхивает его, что основано на ее инстинктах, или - сигналах (Signals) ее мозга). |
|
|
| |
Сейчас мы будем разбирать по косточкам один из самых спорных альбомов Rush - их девятый студийник "Signals". Небольшое лирическое отступление - у любой группы (кроме Motorhead, Ac/Dc и Running Wild, хе-хе) рано или поздно возникают мысли о творческом развитии. Одни музыканты неохотно внедряют какие либо инновации, потому что боятся потерять капризных фэнов, другие смело идут на эксперимент, и опять-таки, в результате него какую то часть поклонников теряют точно. Ребята из Rush пошли самым правильным путем - на протяжении последних четырех альбомов они ПОМАЛЕНЬКУ внедряли свежие идеи, так что когда вышел "Signals" никто ничего особо и не заметил. А замечать есть что - гитары окончательно отошли на второй план, клавишы правят балом, а хард рока как такового почти что и нет. Музыка повзрослела, другого термина даже как-то не приходит в голову. Но проблема альбома не в этом - проблема в слабом наполнении. Каждая песня старается изо всех сил что-то рассказать, затронуть душу и, тем не менее, затрагивают только две из восьми - скоростная "The Analog Kid" о парне с "тараканами" в голове, и удивительная "Subdivisions" - очень грустная и печальная сага об одиночестве в современном мире машин. Вообще машинерии и ее роли в нынешней науке посвящено много песен с альбома - "Digital Man" о проекте идеального существа, язвительная "New World Man" о нашем среднестатистическом современнике, "Countdown" о запуске шаттла "Коламбия". Также нашлось место и для красивейшей и реально убийственно грустной баллады "Losing It", которая по тексту очень напоминает "Air Dance" Black Sabbath. Ну а вообще, атмосфера у альбома именно такая - грустно-размеренная, никаких колебаний воздуха. Скорее всего, именно эта безвольность здешних треков и сыграла с альбомом злую шутку. Rush немного замялись на месте, следующая работа покажет что было у них на уме. А этот альбом так - проба пера. Правда, проба величайших мастеров своего дела, так что ниже семи баллов никак! |
|
Nowhere is the dreamer
Or the misfit so alone
Subdivisions
In the high school halls
In the shopping malls
Conform or be cast out
Subdivisions
In the basement bars
In the backs of cars
Be cool or be cast out
Any escape might help
To smooth the unattractive truth
But the suburbs have no charms
To soothe the restless dreams of youth
Drawn like moths we drift into the city
The timeless old attraction
Cruising for the action
Lit up like a firefly
Just to feel the living night
Some we'll sell their dreams for small desires
Or lose the race to rats
Get caught in ticking traps
And start to dream of somewhere
To relax their restless flight
Somewhere out of a memory
Of lighted streets on quiet nights
Subdivisions
In the high school halls
In the shopping malls
Conform or be cast out
Subdivisions
In the basement bars
In the backs of cars
Be cool or be cast out
Any escape might help
To smooth the unattractive truth
But the suburbs have no charms
To soothe the restless dreams of youth
The analog kid
(Lee/Lifeson/Peart)
A hot and windy August afternoon
Has the trees in constant motion
With a flash of silver leaves
As they're rocking in the breeze
The boy lies in the grass with one blade
Stuck between his teeth
A vague sensation quickens
In his young and restless heart
And a bright and nameless vision
Has him longing to depart
You move me
You move me
With your buildings and your eyes
Autumn woods and winter skies
You move me
You move me
Open sea and city lights
Busy streets and dizzy heights
You call me
You call me
The fawn eyed girl with sun browned legs
Dances on the edge of his dream
And her voice rings in his ears
Like the music of the spheres
The boy lies in the grass
Unmoving, staring at the sky
His mother starts to call him
As a hawk goes soaring by
The boy pulls down his baseball cap
And covers up his eyes
You move me
You move me
With your buildings and your eyes
Autumn woods and winter skies
You move me
You move me
Open sea and city lights
Busy streets and dizzy heights
You call me
You call me
Too many hands on my time
Too many feelings
Too many things on my mind
When I leave I don't know
What I'm hoping to find
When I leave I don't know
What I'm leaving behind
Chemistry
(Lee/Lifeson/Peart)
Signal transmitted
Message received
Reaction making impact
Invisibly
Elemental telepathy
Exchange of energy
Reaction making contact
Mysteriously
Eye to eye
Reaction burning hotter
Two to one
Reflection on the water
H to O
No flow without the other
Oh but how
Do they make contact with one another?
Electricity? Biology?
Seems to me it's chemistry
Emotion transmitted
Emotion received
Music in the abstract
Positively
Elemental empathy
A change of synergy
Music making contact
Naturally
One, two, three
Add without subtraction
Sound on sound
Multiplied reaction
H to O
No flow without the other
Oh but how
Do we make contact with one another?
Electricity? Biology?
Seems to me it's chemistry
Digital man
(Lee/Lifeson/Peart)
His world is under observation
We monitor his station
Under faces and the places
Where he traces points of view
He picks up scraps of conversation
Radio and radiation
From the dancers and romancers
With the answers but no clue
He'd love to spend the night in Zion
He's been a long while in Babylon
He'd like a lover's wings to fly on
To a tropic isle of Avalon
His world is under anesthetic
Subdivided and synthetic
His reliance on the giants
In the science of the day
He picks up scraps of information
He's adept at adaptation
Because for strangers and arrangers
Constant change is here to stay
He'd love to spend the night in Zion
He's been a long while in Babylon
He'd like a lover's wings to fly on
To a tropic isle of Avalon
He's got a force field and a flexible plan
He's got a date with fate in a black sedan
He plays fast forward for as long as he can
But he won't need a bed, he's a digital man
He'd love to spend the night in Zion
He's been a long while in Babylon
He'd like a lover's wings to fly on
To a tropic isle of Avalon
He's got a force field and a flexible plan
He's got a date with fate in a black sedan
He plays fast forward for as long as he can
But he won't need a bed, he's a digital man
He plays fast forward for as long as he can
But he won't need a bed, he's a digital man
He plays fast forward for as long as he can
But he won't need a bed, he's a digital man
The weapon (part II of Fear)
(Lee/Lifeson/Peart)
We've got nothing to fear but fear itself
Not pain, not failure, not fatal tragedy
Not the faulty units in this mad machinery
Not the broken contacts in emotional chemistry
With an iron fist in a velvet glove
We are sheltered under the gun
In the glory game on the power train
Thy kingdom's will be done
And the things that we fear
Are a weapon to be held against us
He's not afraid of your judgement
He knows of horrors worse than your hell
He's a little bit afraid of dying
But he's a lot more afraid of your lying
And the things that he fears
Are a weapon to be held against him
Can any part of life be larger than life?
Even love must be limited by time
And those who push us down that they might climb
Is any killer worth more than his crime?
Like a steely blade in a silken sheath
We don't see what they're made of
They shout about love but when push comes to shove
They live for the things they're afraid of
And the knowledge that they fear
Is a weapon to be used against them
He's not afraid of your judgement
He knows of horrors worse than your hell
He's a little bit afraid of dying
But he's a lot more afraid of your lying
And the things that he fears
Are a weapon to be held against him
He's not afraid of your judgement
He knows of horrors worse than your hell
He's a little bit afraid of dying
But he's a lot more afraid of your lying
New world man
(Lee/Lifeson/Peart)
He's a rebel and a runner
He's a signal turning green
He's a restless young romantic
Wants to run the big machine
He's got a problem with his poisons
But you know he'll find a cure
He's cleaning up his systems
To keep his nature pure
Learning to match the beat of the old world man
Learning to catch the heat of the third world man
He's got to make his own mistakes
And learn to mend the mess he makes
He's old enough to know what's right
But young enough not to choose it
He's noble enough to win the world
But weak enough to lose it
He's a new world man
He's a radio receiver
Tuned to factories and farms
He's a writer and arranger
And a young boy bearing arms
He's got a problem with his power
With weapons on patrol
He's got to walk a fine line
And keep his self control
Trying to save the day for the old world man
Trying to pave the way for the third world man
He's not concerned with yesterday
He knows constant change is here today
He's noble enough to know what's right
But weak enough not to choose it
He's wise enough to win the world
But fool enough to lose it
He's a new world man
He's learning to match the beat of the old world man
He's learning to catch the heat of the third world man
He's a new world man
He's a new world man
Losing it
(Lee/Lifeson/Peart)
The dancer slows her frantic pace
In pain and desperation
Her aching limbs and downcast face
Aglow with perspiration
Stiff as wire, her lungs on fire
With just the briefest pause
The flooding through her memory
The echoes of old applause
And she limps across the floor
And closes her bedroom door
The writer stare with glassy eyes
Defies the empty page
His beard is white, his face is lined
And streaked with tears of rage
Thirty years ago, how the words would flow
With passion and precision
But now his mind is dark and dulled
By sickness and indecision
And he stares out the kitchen door
Where the sun will rise no more
Some are born to move the world
To live their fantasies
But most of us just dream about
The things we'd like to be
Sadder still to watch it die
Than never to have known it
For you, the blind who once could see
The bell tolls for thee
The bell tolls for thee
For you, the blind who once could see
The bell tolls for thee
The bell tolls for thee
Countdown
(Lee/Lifeson/Peart)
Lit up with anticipation
We arrive at the launching site
The sky is still dark, nearing dawn
On the Florida coastline
Circling choppers slash the night
With roving searchlight beams
This magic day when super science
Mingles with the bright stuff of dreams
Floodlit in the hazy distance
The star of this unearthly show
Venting vapours like the breath
Of a sleeping white dragon
Crackling speakers, voices tense
Resume the final count
All systems check, T minus nine
As the sun and the drama start to mount
The air is charged
A humid, motionless mass
The crowds and the cameras
The cars full of spectators pass
Excitement so thick you could cut it with a knife
Technology high on the leading edge of life
The earth beneath us starts to tremble
With the spreading of a low black cloud
A thunderous roar shakes the air
Like the whole world exploding
Scorching blast of golden fire
As it slowly leaves the ground
Tears away with a mighty force
The air is shattered by the awesome sound
Like a pillar of cloud
The smoke lingers high in the air
In fascination with the eyes of the world
We stare
Excitement so thick you could cut it with a knife
Technology high on the leading edge of life