|
Для человека не существует ничего, что было бы им абсолютно приемлемо. Его сполна не удовлетворит даже то, что он считает свободой, чем бы она ни была в действительности. Не берусь утверждать, что опекаемые в своё время Роджером Гловером музыканты Nazareth в своих действиях и решениях не были абсолютно свободны. Скорее, всё же, нет, чем да. Но предыдущий диск группы "Hair Of The Dog", который они отработали самостоятельно, уже без Гловера, наглядно показал и текущий уровень музыкантов и, что быть может даже важнее, их скрытый потенциал, реализовывать который им предстояло уже на следующем альбоме.
Полагаю, что в большинстве своём поклонники Naz. от нового диска группы ожидали некоего развития событий или, по меньшей мере, продолжения банкета, затеянного её музыкантами на "Hair...". Однако, к неудовольствию многих, даже продолжения не последовало. Это вовсе, впрочем, не означало, что "Close Enough..." получился хуже. Он был просто другим.
Не открою Америку, заметив, что ещё с выходом LP "Rampant" у Naz. наступил период определённой стабильности, длившийся до начала 1980 года, говоря иначе - до выхода пластинки "Malice In Wonderland". Однако слабая раскрутка на Британских островах обоих предыдущих дисков группы лейблом Mooncrest Rec. (дочерняя компания куда более статусной Charisma Rec.), с которым у Naz. был контракт ещё со времён "Hair Of The Dog", вынудила менеджмент Naz. принять радикальное решение и невзирая на неизбежные финансовые потери, сменить домашний лейбл на Mountain Rec., с которым представители группы уже имели дело (дополнительный тираж того же "Rampant" был выпущен как раз-таки компанией Mountain). Понимая при этом, что полагаться лишь на фирму с сомнительной финансовой репутацией было бы опрометчиво. Потому ставка Naz. главным образом была сделана на американскую корпорацию A&M Rec., Inc. Но и с этим партнёром было не всё так просто и ряд условий к группе со стороны этого благополучного в финансовом отношении лейбла Naz. не могли проигнорировать. Впрочем, эти условия не представлялись для музыкантов и штаба группы невыполнимыми.
По большому счёту всё сводилось к одному - музыка нового альбома должна быть характерна для Naz., но адаптирована к американскому рынку, то есть максимально удовлетворяла бы запросам местного потребителя, ну и, разумеется, успешно ротировалась на континентальных радиостанциях.
"Close Enough For Rock 'n' Roll" - первый альбом, который группа готовила за рубежом, причём в Канаде (Монреаль). Со времён The Beatles именно эта шотландская четвёрка из всех заокеанских коллективов пользовалась в Канаде наивысшей популярностью. В 70-х годах на северо-американском континенте посредством компании A&M Rec., с которой Naz. были связаны надёжным десятилетним контрактом, было продано свыше 50 миллионов пластинок Naz. А ещё A&M Rec. в должной мере финансировала и регулярные гастрольные туры группы по Северной Америке и неоднократно переиздавала предыдущие её пластинки.
Меж тем, в Англии негодовали - очередная британская команда вслед за The Rolling Stones, Wishbone Ash, The Who, Slade продалась заокеанским дельцам от популярной музыки за дешёвые американские коврижки. Понять можно было и одних, и других. А пластинка "Close Enough For Rock 'n' Roll" тем временем стала пропуском для Naz. на хлебосольный американский рынок, открыв в истории группы новую главу.
Освободившись от опеки англичанина Р. Гловера, свободолюбивые шотландцы обрели полную творческую независимость, а их гитарист Мэнни Чарлтон обнаружил в себе все необходимые качества лидера и основного саунд-мейкера группы. Международный успех "Hair Of The Dog" ещё не был в достаточной степени очевиден (это к нему придёт немногим позже), а Naz. удивили многочисленных почитателей тяжёлой музыки своим очередным альбомом.
В сравнении с предыдущим диском, саунд новой их работы в целом стал и более мягким, и по-взрослому сдержанным, а поэтическое творчество (главным образом Дэна Маккафферти) более однообразным и в какой-то степени по-американски формальным. Музыканты группы, в меру своих способностей, отважились на комплексный эксперимент, использовав едва ли не весь доступный им спектр хард-рокового звучания - от традиционного рок-н-рольного до фанкового и даже завуалированного поп-рока.
Начав с эффектной микро-оперы "Telegram" под свербящий скрежет гитары Мэнни Чарлтона и отчаянный вокал Д. Маккафферти, эти парни зарядили заинтригованного слушателя на погружение в программу необычную, возможно уникальную.
Отмечу вторую часть композиции. По сути - это кавер-версия фрагмента известного хита 1966 года американского квартета The Byrds. В "Telegram" из той песни всего четыре строчки:
"...Так ты хочешь стать рок-звездой?
А теперь послушай, что я тебе скажу:
Сделай сам свою электрогитару,
Это займёт какое-то время, пока ты научишься играть..."
В этой же части М. Чарлтон выдаёт впечатляющую сольную партию, в которой с точностью до ноты повторяет трюк Брайана Мэя из его боевика "Brighton Rock", что в альбоме Queen "Sheer Heart Attack" (1974 г.).
Однако, следом за бурным стартом, внезапно наступает затишье в виде инструментальной пьесы Мэнни на акустической гитаре, "Vicki". Более всего это похоже на обработку какой-нибудь малоизвестной старинной фолк-темы. Возможно, что так оно и есть.
Далее - баллада "Homesick Again" сразу с тремя параллельными гитарными партиями и незамысловатым текстом на избитую тему одиночества.
И вот первый ударный трек в программе альбома - "Vancouver Shakedown". Видимо, это и справедливо и объяснимо, работая над альбомом на канадской земле, музыканты Naz. тонко прочувствовали ситуацию и задействовали "канадскую" тематику, чем, несомненно, потрафили своим канадским поклонникам. А вот текст этой убойной комбинации рок-н-ролла и буги нейтрален и неинтересен. Совершенно ничего бы не изменилось, замени музыканты в тексте Ванкувер на Атланту или, допустим, Саратов.
Сразу несколько гитарных партий М. Чарлтона составили мелодическую конструкцию и хард-рокового номера "Born Under The Wrong Sign".
"...Рождённый под неправильным знаком -
Несчастья - моё второе имя.
Рождённый не под той звездой -
Каждый день наполнен тоской..."
Печальная тема.
Довольно сумбурная с неуловимой дискретной мелодией композиция "Loretta" - самый, пожалуй, тяжёлый трек в программе "Close Enough..." с типовым текстом на любовную тему, как и во всякой иной песне, где в названии женское имя.
Очередную попытку расположить к себе американскую аудиторию группа предпринимает в номере "Carry Out Feeling", незатейливой песенке на фанковой основе. Нечто подобным в своё время увлекались апологеты так называемого "южного рока" (southern rock), рок-бригада Lynyrd Skynyrd из благодатного штата Флорида. Вот о чём эта песня:
"...Я не из тех, кого ты можешь запросто выбросить,
Чтобы увлечься кем-то ещё и начать новый роман.
Погасить зелёный свет моим чувствам -
Такое недопустимо для моей истерзанной души.
Довольно притворства, если чувства угасли.
Проваливай со своей любовью..."
Самый горячий номер этой программы - "Lift The Lid". Огненный рок-н-ролл с акцентированной ритм-секцией и роскошной гитарой Мэнни Чарлтона. Да и текст, надо отметить, стоит того, чтобы его процитировать:
"...Жизнь - это странное варево,
Порой не стоит и поднимать крышку.
И всё же рискну поднять её,
В надежде, что станет легче...
...Жизнь - это странное варево,
Пожалуй, не стоит поднимать крышку..."
Одна из сильнейших композиций альбома в его концовке. "You're The Violin" - кавер на песню американского композитора, продюсера и музыканта Джеффа Барри. Сдержанный рок-н-ролл с невероятной гитарой М. Чарлтона.
"...Кто-то бил меня как барабан,
Кто-то ласкал меня как гитару,
Кто-то тряс меня как бубен,
А кто-то бил меня об стену.
В песне о моей жизни, малышка,
Ты - скрипка..."
Думаю, не удивлю своим резюме. Без всяких преувеличений, альбом "Close Enough..." стоит назвать именем Мэнни Чарлтона. Это тот музыкант в составе Naz., благодаря усилиям которого альбом получился таким, каким его в своё время приняла мировая музыкальная общественность и каким сейчас его знаем мы. Не смогу назвать другую какую-то пластинку этой группы, где Мэнни и его гитара были бы настолько убедительны. И не стоит обманываться демократичностью подхода музыкантами Naz. в равной степени разделять участие каждого из четверых в созидательном процессе. Взвалив на себя обременительные функции продюсера, Чарлтон на несколько последующих лет стал заложником ситуации, которую сам же и спровоцировал. А с этим и добровольным узником студий звукозаписи.
С другой стороны, впрочем, именно это его самопожертвование стало гарантом творческой стабильности группы на вторую половину 70-х годов. Ровно так. И никак иначе. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side 1:
1. Telegram
a) Part 1: On Your Way (Nazareth) 3:05
b) Part 2: So You Want To Be A Rock' n' Roll Star (Roger McGuinn, Chris Hillman) 1:00
c) Part 3: Sound Cheak (Nazareth) 1:50
d) Part 4: Here We Are Again (Nazareth) 1:50
2. Vicki {instrumental} (Nazareth) 2:24
3. Homesick Again (Nazareth) 4:30
4. Vancouver Shakedown (Nazareth) 4:07
Side 2:
1. Born Under The Wrong Sign (Nazareth) 3:56
2. Loretta (Nazareth) 3:17
3. Carry Out Feelings (Nazareth) 3:16
4. Lift The Lid (Nazareth) 3:53
5. You're The Violin (Jeff Barry) 3:44
Recorded & Mixed at Le Studio, Montreal, Canada;