|
Не одну мою светлую голову, полагаю, посещала такая незатейливая мыслишка, что если, допустим, вы вдруг внезапно вспомните о какой-либо надолго и незаслуженно забытой вами музыкальной группе (или её отдельно взятом альбоме), то почти наверняка музыку этой самой группы (или её альбома) вы воспримете как-то иначе, по-другому, не так, как это было какое-то время тому назад. И не столь уже и важно, будут ли эти ваши свежие восприятия со знаком плюс или минус, станут ли они кардинально или лишь слегка изменёнными, что-то подобное, скорее всего, произойдёт.
Эта моя подводка напрямую связана с пластинкой очень уважаемой мною четвёрки британских музыкантов. По меньшей мере, лет на десять их альбом "Rampant" без всяческих причин выпал из моего поля зрения. Впрочем, отчасти потому, пожалуй, и выпал, что никогда ранее эта работа Nazareth не воспринималась мною настолько значимой, чтобы о ней постоянно помнить. Скорее, считал я, это довольно средняя, скорее посредственная даже их пластинка, уж никак не уровня "Razamanaz" или "Hair Of The Dog". И даже "Expect No Mercy".
Но вот случилось вновь послушать и что-то в моём сознании относительно "Rampant" перевернулось. Лучше за истекшие десять лет этот LP Naz., разумеется, не стал и все его восемь треков звучат как и прежде. Однако степень восприятия давно и хорошо, казалось бы, усвоенного его содержания удивительным образом изменилась. Со знаком плюс, само собой. Что же такого необычного открылось вдруг внезапно для меня в этой вполне себе обычной пластинке Naz.? Слушал более внимательно, как нечто новое, углублённо и заинтересованно. Разумеется, подсмотрел кое-какую информацию в Интернете. Возможно, кто-то спросит - и только-то? Понятное дело, что не только. Наложился какой-никакой жизненный опыт и сформировавшаяся за этот, по меньшей мере, десяток лет определённая база о рок-музыке в целом в дополнение к той, десятилетней давности.
Напомню, свой пятый студийный альбом музыканты Naz. завершили и сдали в релиз в апреле 1974 года, таким образом "Rampant" стал третьим LP группы за последние 15 месяцев, третьим и последним для Роджера Гловера в качестве продюсера группы. Завершение их рабочих отношений не сопровождалось какими-либо актами скандального характера, об этом вообще практически нет информации, однако спустя какое-то количество лет Мэнни Чарлтон так комментировал эту историю: "Нашим общим мнением было, что Роджер не стремился тогда к тому, что на самом деле нужно было группе. Мы чувствовали, что движемся не в том направлении, и тогда я заявил, что сам займусь продюсированием наших пластинок..."
Очевидно, так или примерно так всё и было. Уровень "Rampant" свидетельствует о том, что в творческом своём развитии эти парни за те 15 месяцев с Р. Гловером выросли настолько, что более не нуждались в опекунстве столь авторитетного музыканта, который, в сущности, был их ровесником и соратником по ремеслу. И которому, в конце концов, пора уже было задуматься о продолжении собственной карьеры.
Мы можем лишь предполагать, был ли М. Чарлтон настолько уверен в своих намерениях, насколько твёрдо он об этом заявил. По всей видимости, сказалась и черта характера прижимистого шотландца, а Р. Гловер, надо думать, стоил группе недёшево.
Мэнни Чарлтон, если уж переходить непосредственно к LP "Rampant", как гитарист и автор музыки, несомненно, прибавил в сравнении с самим же собой полугодовой давности. Причём, прибавил ощутимо. В его пользу было то, что он не был поющим гитаристом, и это позволяло ему в полной мере сконцентрироваться на гитаре. Собственно, он, М. Чарлтон, являясь ведущим музыкантом Naz., и определял возросший уровень звучания группы.
Альбом "Rampant" общепризнанно считался успешным, в то время как его единственный сингл "Shanghai'd In Shanghai" не добрался даже до британского Top-40. Обозреватель AllMusic Дональд А. Гуариско в своё время отмечал: ""Rampant" содержит в себе привлекательную для радиостанций песню "Shanghai'd In Shanghai" с как будто вколачивающим сваи рок-звучанием, представляющим собой шагающий размашистый ритм в неистовом многоголосье вопящего хора..." В записи этого трека участвовал Джон Лорд, ангажированный Р. Гловером из всё ещё продолжавших борьбу с обстоятельствами Deep Purple. Текст же песни весьма туманный, какая-то безумная географическая круговерть. Героя его строк волею судьбы без конца швыряет по разным уголкам планеты – из Лос-Анджелеса в Москву, где он едва ускользает от КГБ в Шанхай, оттуда в пустыни Техаса, затем он оказывается на борту судна, идущего в Гавану... Помотало бедолагу по белу свету.
Подобного же плана текст и номера "Jet Lag", что в данном сюжетном контексте расшифровывается как "Расстройство суточного биоритма в связи с дальним перелётом". Только-то и всего. Но здесь уже больше конкретики. Это что-то вроде горьких откровений рок-музыканта, колесящего по американским штатам с нескончаемыми гастролями, где картинки городов сменяют друг друга, не успевая отложиться в памяти. А телефонный звонок домой в Шотландию оборачивается серьёзной проблемой, здешняя телефонистка никогда не слышала о таком загадочном месте и даже название этой части Великобритании, что где-то там за Атлантикой, ей нужно диктовать по буквам...
Здесь невероятно хороша гитара Мэнни Чарлтона, в особенности, когда группа достигает bridge (мост, инструментальный отрезок композиции, связывающий две части песни), сразу три гитарные партии Чарлтона звучат параллельно. Время от времени у композиции меняется размер такта, хотя в основу её мелодии заложена рок-н-рольная тема, а концовка блюзовая с тонкой сольной гитарной дорожкой.
Единственная кавер-версия, проникшая в программу "Rampant" - это известный хит 1966 года английской банды The Yardbirds. Авторы "Shapes Of Things" ("Формы вещей") Джим Маккарти, Кит Рельф и Пол Сэмвелл-Смит изначально задумали эту песню в психоделическом ключе с лёгким восточным флёром и антивоенной смысловой нагрузкой, что из текста отнюдь не очевидно. Naz. нашли своё оригинальное решение инструментальной составляющей, "в духе времени", что называется. Отвлечённое философское наполнение текста предоставляло музыкантам и Р. Гловеру возможность вольной интерпретации мелодии песни, как они это себе представляли "здесь и сейчас". Получилось самое что ни на есть глэм-роковое звучание в духе Sweet образца того же 1974 года. И хотя в том году Sweet со своим прорывным глэм-роковым LP "Fanny Adams" были, что называется, "в огне", вряд ли парни из Naz. могли у Sweet что-то подслушать и перенять, оба альбома готовились и вышли практически в одно время. Глэм-роковые мотивы, кстати говоря, прослушиваются и в "Shanghai'd..."
В связке со "Space Safari" "Shapes Of Things" производит сильное впечатление. Должно быть, этот сдвоенный трек и есть самое сильное звено всей программы альбома. Впрочем, сама по себе "Shapes Of ..." - уже вполне самодостаточная композиция со своим своеобразным bridge, где микст гитары Чарлтона и синтезатора Лорда создаёт изящную полифонию с затухающим диминуэндо, органично перетекающую в эффектную инструменталку с "космическим" саундом клавишных под управлением Дж. Лорда и пасторальным завыванием волынок. Примечательно, что эта связка записана группой в Kingsway Studio Йена Гиллана, как, впрочем, и весь вокал Дэна Маккафферти.
На том временном отрезке своей истории Naz. максимально глубоко для себя погрузились в хард-роковое звучание, но этот процесс ещё рано было считать завершённым. Хотя уже тогда казалось очевидным, что данная стилистическая форма самая приемлемая для перспективного развития этой группы. А наличие в программе альбома таких номеров, как "Sunshine" (первая полновесная рок-баллада, которой Naz. заложили основу для целой россыпи подобных композиций на будущее), "Loved And Lost" (суровый блюз) и "Light My Way" (ещё одна баллада на блюзовой платформе), ещё шире раздвигало тематические рамки и разнообразило репертуар квартета, который ещё каких-то пару лет назад бесплодно блуждал в поисках свойственных ему стилистических направлений.
Но пока наиболее показательным номером, характеризующим тот реальный уровень, на который вывел группу Роджер Гловер, являлся, пожалуй, стартовый трек "Silver Dollar Forger". Жёсткая, напористая композиция с достаточно сложной аранжировкой, хотя мелодическая схема её базируется на двух аккордах.
Возвращаюсь к тому, с чего начинал этот обзор. Десять лет назад мне, пожалуй, и в голову бы не пришло по этому альбому высказаться следующим образом: не в пример предыдущему диску Naz. ("Loud' n' Proud"), программа которого напоминает набор случайных номеров, и который от "Rampant" отделяют всего каких-то полгода, здесь всё иначе, "по-взрослому", я бы сказал. Целостный, органично скомпонованный, без супер-хитов, но и без откровенно слабых и даже проходных вещей, зрелый альбом вполне уже состоявшейся группы.
P.S. В очередной раз убеждаюсь, что лучшая рок-музыка была придумана, сыграна и записана в те самые бородатые уже 70-е годы, продуктом которых является и этот назаретовский альбом. Кровь от крови, плоть от плоти. Та музыка была и остаётся самой настоящей, искренней, честной и бескомпромиссной. А подобные маленькие, подчас случайные открытия, как эта история с "Rampant", только больше убеждают меня в этом. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет